Страшно жить в городе, откуда прогнали детство, - из военного дневника Зары Валиевой
Август 2008 года. Каким он остался в нашей памяти
Записи из дневника "Несколько дней августа" пресс-секретаря посольства Южной Осетии в Москве Зары Валиевой. В 2008 году она работала на сайте "осрадио" и находилась вместе с сыном в Цхинвале. На снимке Театральная площадь Цхинвала 7 августа 2008 года. Время 15:33. Через несколько часов грузинские фашисты начнут обстреливать Цхинвал из систем "ГРАД"
***
1 августа грузинами было убито шесть человек. В ту же ночь грузинская сторона произвела интенсивный обстрел города Цхинвал. Обстрелов такой интенсивности, как 2 августа, в Южной Осетии не было давно. Над городом навис ужас...
На протяжении восемнадцати лет осетины, несмотря на постоянный террор со стороны Грузии, старались забыть об опасных соседях, старались наладить жизнь, отстраивали дома, мечтая жить в мире, пусть хрупком, иллюзорном, с короткими передышками без мыслей о смерти... У грузинского же правительства были иные планы и они не совпадали с мыслями населения югоосетинской республики...
***
Началась эвакуация детей, сильные обстрелы напугали население. Страшно жить в городе, откуда прогнали детство. На улицах стало тихо, в парке замерли пустые качели, словно часы в минуту приближающейся беды. Время не остановилось, оно неумолимо приближало роковую ночь...Почему я не уехала? Почему не чувствовала опасность, почему не боялась за жизнь своего единственного ребенка? Не знала. Или знала.
***
В ночь на 6 августа шли бои. Осетинской стороне удалось уничтожить грузинский БМП, который обстреливал окрестные осетинские населенные пункты. Грузины удивительно быстро признали потерю боевой техники, видимо, собирались плакаться Западу в жилетку. Днем в Цхинвале закрылись все магазины. Людей на улицах практически не было, только редкие машины проносились на большой скорости. Я уже говорила, как мы с Залиной направились в салон наводить красоту. И никаких мыслей о плохом, хотя с утра слышались звуки стрельбы, за городом работала тяжелая артиллерия.
Парадокс — в городе все закрыто, кроме парикмахерского салона в центре города. Осетины всегда отличались философским отношением к жизни. Стрельба стрельбой, но еще никто не отменял сегодняшние праздники: у кого день рождения, кому маникюр обновить для себя любимой, а кому на свидание сходить...
6 августа.
Пятого или шестого августа подача воды в город была полностью прекращена. Утром снова стреляли, обстрел начался с грузинской стороны...Естественно.
Магазины в городе были закрыты. Хозяева торговых точек боялись выходить в город. Все боялись…
А ночью шли бои, я уже говорила, что нашим удалось уничтожить грузинский БМП.
Я первая сообщила, что Грузия тайно хоронит своих солдат, около 40 человек, погибших в ночь с 1 на 2 августа. Позже, в Москве редактор одного из столичных агентств спросил меня, откуда информация о тайных похоронах? Об этом мне сообщил Заур, не буду называть фамилию. В течение нескольких лет он мне сообщал много интересного.
***
Грузины взломали сайт "ОсРадио" и мою почту (в который раз). Выложили в инет личную переписку, но я знала, почта всегда в опасности, уничтожала все важное сразу после прочтения. Изменяла имени и фамилии людей, о которых писала. Посторонний человек не догадался бы, о ком идет речь.
Во время взлома сайта я как раз была за компьютером. В Москве уже не могли зайти в редактирование сайта ,а я как-раз ставила материал и успела написать, что сайт взломан и вся дальнейшая информация на «ОсРадио» будет размещаться грузинами.
Спустя время российские программисты размазали один из самых фашиствующих грузинских сайтов во главе с "Масиком Цвижба" по виртуальным стенкам Интернета.
Чемпионы
А в нашем дворе новости об уничтожении грузинского БМП и грузинских фашистов отметили радостно, за столом под священной липой. Днем стол служил для игры в домино, вечером – для душевных разговоров. Ужин собирался за несколько минут. Помидоры, варенные яйца, зеленый лук, сыр…
Рита Шавлохова с четвертого этажа в ту ночь принесла целую сковороду жаренной картошки, как раз жарила себе на вечер…Запах стоял такой…Останется в памяти на всю жизнь, как Цхинвал обстреливался грузинами, а за столом произносились красивейшие тосты – за Бога, за Осетию, за Уастырджы, за наших ребят, за мир, за победу. Будто мы заговаривали бойню, которая произойдет через сутки…
- Добрый вечер, Чемпионы.
- А-а-а-а, Чемпион, где ты до сих пор, ну? На-ка выпей за наше здоровье.
- Чемпион, садись возле меня, ну-ка, Чемпионы, подвиньтесь…
Чемпионы засуетились, налили подошедшему Чемпиону вина. Чемпион поднял глаза к звездному небу.
- В общем, Чемпионы, я так скажу – здоровья и благ нашим семьям, тем кто нас любит, и кого мы любим, Оммен Хуышау,!
- Оммен, Хуышау!
- Давайте, Чемпионы, закусывайте…
Справка: А у нас во дворе все Чемпионы и у всех, особенно за столом одно имя, позывное - ЧЕМПИОН!
7 августа.
Цхинвал. Время 15.03 - 15.33
Звуки обстрела. Да, все направляются по домам, но по дороге успевают сделать полезные дела. Как известно, с овощами в городе было туго. Откуда-то приехал грузовик, груженый помидорами. Спешащие в укрытия люди пристраиваются к длинной очереди. Звуки обстрела усиливаются, стреляют пока за городом, но слышно так, что люди невольно пригибают головы. В очереди тревожно переговариваются, но не расходятся. Бабушки сидят на скамейке, щелкают семечки, никуда не спешат. Они уже в укрытии - за спинами их дома, не страшно. Завтра эти дома будут сравнены с землей, но это завтра, а сегодня светит солнце и так не хочется войны.
Свидание со смертью
Свидание у всех цхинвальцев одновременно состоялось ночью в 23.30. Свидание со смертью. Грузинские войска начали массированый обстрел города из гаубиц, минометов и ГРАДов. Если раньше в подвалы спускались только ночью, то теперь положение изменилось. Жители Цхинвала на несколько дней и ночей стали жителями подземелья.
Прекратилась подача электричества и газа. Никто не знал, что творилось в городе, только по жутким звукам пролетающих снарядов и взрывов невольные жители подземелья могли предполагать о последствиях обстрела. Наверху ждала смерть. Оставалось сидеть в подвалах, посылать "смс" и общаться со всем миром через мобильную связь. Ее тоже скоро не станет, садились зарядки телефонов и их приходилось выключать, чтобы не принимать "смс" и звонки. Периодически включала телефон и быстро просматривала смски. Отвечала, в основном, на два адреса. В Москве остался супруг, ему нужно было постоянно врать, чтобы он не извелся от ужаса. Писала ему забавные "смс", рассказывала небылицы. Предварительно закутавшись в матрас и одеяла, чтобы приглушить звуки в случае внезапного обстрела, набирала его в минуты тишины и всячески успокаивала, чтобы он не переживал.
Россия. Предаст?
Последняя надежда, которая теплилась в сердцах осетин — Россия. Предаст? Страшнее гаубиц, ГРАДов и авианалетов — стало известие о том, что грузинские войска вошли в город. Вот, когда жители югоосетинского подземелья испугались по-настоящему. Лучше умереть от прямого попадания снаряда, чем живым попасть в руки к грузинам. Живы восспоминания 90-х и 2004 года — как грузины любили убивать — медленно, с особой жестокостью, с интересом наблюдая за мучениями жертв, глумились над ними...Как заживо людей хоронили...
По подземелью Южной Осетии проносятся смски — грузинское правительство предлагает населению покинуть город, якобы, по специально организованному коридору, действующему два часа. Осетин ждали в грузинском городе Гори. Чего ждали от осетин - встать на сторону грузин, против своих, против русских? Не смотря на весь ужас положения, предавать родину никому и в голову не пришло. Мы сами слушали по радио о приглашении в Грузию. Спустили транзистор в подвал. Спустили и городской телефон. Это было очень удобно, но к сожалению связь продержалась недолго. Где-то оборвался провод, а искать место обрыва не было никакой возможности из-за обстрела. Провод тянулся с окна нашего второго этажа.
Стоило отключить телефон и ты был уже мертв для родственников, для друзей. Нет связи — нет человека. Предупреждали — все живы, не звоните часто. Не ответим если, не бойтесь, все-равно живы, не волноваться....А что еще скажешь?
Грузинские танки расстреливали колонны беженцев на Зарской дороге…
Цхинвал горел...В городе шли бои...Осетины продолжали ждать помощи от России... Подвал разделился на два лагеря. Половина не верила …