Мы в Telegram

Убийство Игоря Талькова раскрыто спустя 32 года, СК опросило 150 свидетелей, и объявило имя преступника и мотив (видео)

«Я русская женщина и могу терпеть долго»: Ольга Остроумова — о культовых ролях, замужестве и внуках

Мурашко: результаты доклинических испытаний вакцины от рака появятся в 2024 г.

Песков: Запад вводит цензуру для СМИ, но Россия должна объяснять свою позицию

Новости сегодня

Новости от TheMoneytizer

«Никому не советую повторить то, что я сделал»: на что способен человек, решивший покорить Казбек

Начинающим покорителям

Это будет интересно не только любителям гор, но и всем, кому не чужды приключения.

Если вы прежде ничего не знали о восхождениях в горы, то прочтение этой статьи — необходимое и достаточное условие, чтобы разобраться в этом хитром деле и расширить свой кругозор, а если вам уже доводилось бывать в горах, то вам вдвойне будет интересно узнать, как зайти на одну из флагманских вершин, не зная тропы, без гида и в куртке от дождя.

Прежде всего вводная информация: Казбек — потенциально активный стратовулкан, самый восточный пятитысячник Кавказа высотой 5033,8 м, расположенный на границе России и Грузии.

Именно газодинамическое воздействие Казбека на ледник Колка привело к сходу лавины на леднике, что обернулось катастрофой в Кармадонском ущелье, унесшей жизни Сергея Бодрова — младшего, его съемочной группы и сотен других людей.

Вопрос, который часто всплывает в моей голове: если бы Сергей Бодров — младший был сегодня с нами, он бы снимался в роликах о Конституции? Стал бы он депутатом от «Единой России»? Поздравлял бы Александра Лукашенко с победой на выборах? Поддерживал бы права чернокожих? Казбек забрал ответы на эти вопросы.

На Казбек можно подняться как со стороны России, так и со стороны Грузии. Я расскажу про второй вариант.

В альпинистской классификации мой маршрут соответствует категории трудности 2А. И еще важно: речь идет о высоком сезоне. Я поднимаюсь в августе, в январе условия будут иные, и оборудование нужно будет иное. Температура и сложность тоже изменятся.

Всего в альпинизме существует шесть категорий сложности для классификации маршрутов восхождения (в каждой из них присутствуют подкатегории А и Б). Для сравнения восхождение на Эльбрус по классическому маршруту — это категория 1Б.

Для восхождения на Казбек необходимое личное снаряжение:

• пуховик,

• теплые штаны;

• ботинки (под кошки);

• теплые перчатки;
  • шапка;

• всякие кофты, термобелье, носки.

Альпинистское оборудование:

• кошки;

• ледоруб;

• обвязка;

• два муфтованных карабина;

• самостраховка;

• каска;

• ледобур;

• трекер с загруженной картой маршрута;

• палатка.

Ну и, конечно, нужен напарник.

И конечно, у меня ничего этого не было.

У меня есть только Жанна. Она моя спутница. Шесть месяцев назад мы познакомились в Грузии и с тех пор вместе вдоль и поперек объехали эту страну. И вот сейчас добрались до Казбека.

Напарник для восхождения необходим, так как на Казбеке довольно много трещин, есть места с постоянным камнепадом, а финальный подъем на вершину — порядка 45 градусов по жесткому насту (льду), откуда можно легко соскользнуть и улететь вниз. А как известно, одному помирать как-то несерьезно. Вот вдвоем — совсем другое дело.

Ну и есть, конечно, небольшой процент вероятности, что напарник, как в песне Высоцкого, «когда ты упал со скал, он стонал, но держал».

В марте, апреле и мае, когда жил в Грузии в местечке с названием «Шапито», я регулярно ходил в местные горы. Выше 2700 метров там подняться было невозможно, так как по этой отметке проходила граница Грузии и России, а также из-за глубокого снега. Но до этой отметки я регулярно поднимался. Компанию мне составлял бравый парень Артем, живший и работавший в том же «Шапито».

Артем очередной встреченный на моем пути Кулибин, который своими руками что-то постоянно мастерит. Он занимается промышленным альпинизмом, поэтому умеет работать с кошками, веревкой, карабинами, самостраховкой. Бывал в Кавказских горах, поднимался до высоты 4000 метров. Подниматься вместе со мной ему было трудно, но он поднимался.

Несколько месяцев назад там же в «Шапито» мы обсудили совместное восхождение на Казбек в августе и договорились, что сделаем это.

Умные — в гору

И вот мы с Жанной прибыли в деревушку Степанцминда (бывший Казбеги), что расположена прямо под горой. Я приехал из Тбилиси на велосипеде, а Жанна следом на маршрутке. Можно считать, что мое восхождение на Казбек началось с Тбилиси, так как проехать на велосипеде 160 километров с набором высоты 3000 метров и нагруженными сумками — это, поверьте, не намного проще, чем само восхождение.

В Степанцминде мы оказались 9 августа. Артем должен был приехать на следующий день. Нам предстоял путь на вершину горы Казбек от поселка Степанцминда и обратно, в среднем такой путь занимает от 4 до 7 дней, в зависимости от физических данных группы и погоды: набор высоты порядка 3500–3800 метров, суммарный вертикальный перепад (с учетом спуска): около 7000 метров, протяженность маршрута Степанцминда — Казбек — Степанцминда более 35 км.

Все это не так трудно, как кажется, особенно если ты идешь с опытным гидом, который поднимается на эту вершину по тридцать раз в сезон и знает расположение каждой трещины. Но нам предстояло идти самостоятельно «вслепую», что сулило множество приключений и опасностей.

Прямо сейчас скажу: я никому не рекомендую повторять то, что мы делали! Это опасно, безрассудно, может привести к тяжелым травмам и смерти.

Что заставляет меня так сказать, вы узнаете, дочитав до конца.

Восходящие звезды

До деревни Степанцминда мы добрались к 16:00. Жанна ждала меня в придорожном ресторанчике. До моего прибытия она присмотрела пару вариантов ночлега в этой деревушке, но уже за обедом мы решили, что эту ночь проведем у одного из самых известных монастырей в Грузии — Гергети. Именно от него начинается маршрут на Казбек.

Вообще, весь маршрут поделен на несколько участков, что обусловлено прежде всего удобством мест для ночевок, наличием воды, а также необходимостью акклиматизации на высоте.

Степанцминда — Гергети

До монастыря есть возможность доехать на машине, и вообще, весь маршрут можно упростить, перевозя груз или даже себя на лошадях — вплоть до штурмового выхода.

Однако существует общепринятая рекомендация в горах: проходить акклиматизацию под нагрузкой, чтобы быть лучше подготовленным к финальному штурму вершины.

От деревни до храма пешком добираться порядка двух часов, это 5 километров пути с набором высоты в 400 метров. Предварительно зайдя в магазин и закупив продуктов для восхождения, мы отправились в путь пешком, под взгляды разочарованных таксистов.

Экономика Грузии и жизни людей в большинстве районов этой страны зависят от туристов, и пережить этот год стране очень непросто. Вся работа в Степанцминде это, по сути, обслуживание приезжих. Такси, гестхаусы, прокат, гиды, лошади, ресторанчики — все это сейчас в страшном кризисе и упадке.

Ночевать в палатке у храма мы решили по двум причинам. Первая — дешевизна (а точнее, это бесплатно), вторая — необходимость акклиматизации перед восхождением. Эти 400 метров набора высоты и ночевка на высоте почти 2200 метров совсем не лишние, а также на велосипеде затащить продукты наверх было гораздо проще, чем на спине.

Еще за обедом мы выяснили, что ближайшие пять дней никаких восхождений быть не может, потому что все эти дни, начиная с высоты 3000 метров, нас ждут сплошные дожди и грозы. Списавшись с Артемом, договорились, что он приедет через три дня, и мы сразу пойдем к вершине, а пока мы с Жанной изучим окрестности. Еще я завтра до дождя постараюсь успеть сбегать на высоту 3000 метров, где находится второй лагерь с романтичным названием «Зеленые ночевки».

Монастырь Гергети действительно очень красивое место и стоит того, чтобы его посетить и без восхождения на вершину. Даже сегодня, при отсутствии внешнего туризма, у монастыря стояли десятки машин, которые привезли под сотню людей, желающих увидеть это удивительное место.

Выбирая место под палатку, я всегда учитываю вероятные опасности и трудности, а именно: сильный ветер, звери, камнепад и самое страшное — человек. Поэтому наличие большого скопления людей вокруг монастыря мне не нравилось, но мне удалось заприметить лесочек, который, с одной стороны, скрывал палатку от любопытных глаз, с другой — прикрывал от ветра.

Еще я заметил, что после встреч с медведями, кабанами и арабскими террористами в Африке (про эти события написана книга «Сквозь Африку») у меня появилась фобия ночевок в палатке. Эту ночь я спал беспокойно, скорее даже не спал, а находился в полудреме. Ночью где-то недалеко от нас раздавались выстрелы из ружья, выли собаки и шуршали кусты.

От этого вставшее солнце мне казалось праздником.

Как и договорились в этот день, я один поднимаюсь во второй лагерь, заношу все основные вещи и продукты, ставлю палатку и сразу же спускаюсь вниз к Жанне, и уже вместе мы возвращаемся в деревню, где ночуем в гестхаусе.

Гергети (2150 метров) — «Зеленые ночевки» (3000 метров)

Длина пути — 7 километров. Набор высоты — 850 метров.

В описании маршрута сказано, что данный участок проходят за 3 часа и более, с рюкзаками путь может занимать и 6 часов. Поэтому многие оплачивают доставку грузов на конях.

Мне же участок трудным не показался. По пологой грунтовой тропе с небольшими крутыми участками идет плавный набор высоты до перевала Саберце. Далее тропа уходит траверсом к ледниковой реке, за которой «Зеленые ночевки». Никаких технических трудностей и неожиданностей.

Мое время в пути — 2 часа с огромным рюкзаком, с продуктами на двух человек, двумя палатками (одну я взял про запас) и большей частью теплых вещей, моих и Жанны.

Дойдя до «Зеленых ночевок», я было даже подумал сбегать к леднику, это еще плюс 3 километра и 300 метров набора высоты. Но переживая за то, что Жанне будет скучно, решил вернуться.

Дорога туда и обратно заняла у меня 3 часа. Когда вернулся, Жанна еще спала и, проснувшись, лишь удивилась: «Почему ты еще не пошел, хотел же пораньше сходить?»

Вместе мы спустились в деревню. По дороге Жанна собрала грибов на ужин, а я в интернете изучил местные прокаты снаряжения и выяснил, что все они закрыты.

Подниматься по леднику без кошек, ледоруба, обвязки — невозможно. Поэтому отступать нельзя, и закрытые прокаты мы должны открыть!

Заселившись в гестхаус (25 лари, или 550 рублей за комнату) мы отправились в центр искать того, кто может открыть прокат. Тут нужно сказать о грузинском гостеприимстве и открытости. Я просто спрашивал прохожих на улице о прокате альпинистского оборудования, и уже второй человек, поговорив с третьим, нашел номер телефона Ника, который через 30 минут подъехал на машине и отвез нас в закрытый офис.

«Сезон провален, — с порога заявил Ника, — поэтому я и другие ребята даже не открываем свои прокаты». Но нам повезло, и для нас прокат был открыт. Более того, Ника сделал нам скидку в треть цены, и мы договорились, что созвонимся за день до восхождения и заберем оборудование.

Следующие пару дней мы с Жанной провели в Степанцминде: изучали местные достопримечательности, охотились на грибы и даже сходили к высоте 3000 метров, где по нам скучала палатка.

Для Жанны подняться до 3000 метров уже полноценное испытание. Но мне вновь оно далось легко, поэтому, добравшись до палатки, я тут же решил сходить выше, уже в штурмовой лагерь.

Переход «Зеленые ночевки» (3000 метров) — Бетлеми Хат (3650 метров)

Длина пути — 4 километра. Набор высоты — 650 метров.

Ориентировочно это расстояние проходят за 2 часа. Пологая грунтово-каменная тропа ведет к языку ледника. Ледник с крутизной 10–15 градусов пересекается до морены. Далее по крутой осыпной тропе набор высоты до метеостанции.

Данный ледник можно пройти без кошек, а супербонус августа это то, что все трещины протаяли и видны, можно идти одному. Но зимой отклонение от основной тропы может быть крайне опасно.

Жанна составила мне компанию до ледника, но далее я не хотел рисковать ее здоровьем. Тогда я еще не был знаком с ледником. Прогулялся до станции один и вернулся обратно на 3000 метров.

Мой вывод: от деревни до штурмового лагеря можно дойти за 3–4 часа в моем темпе, а там и до вершины остается 6 километров. Интересно, что там выше? Почему у Казбека категория 2Б? Очень скоро это станет мне известно. Это и другие кошмары Казбека.

Немного походив по леднику, Жанна приняла решение не подниматься выше 3660 метров (штурмовой лагерь), поэтому я жду Артема для совместного восхождения. Собственно, даже если бы Жанна поднималась, мы бы ждали Артема, но при восхождении втроем вероятность неудачи увеличилась бы.

И дело даже не в Жанне — просто статистика. Чем больше новичков, тем меньше вероятность подняться. Артем обещал привезти мне теплые вещи из «Шапито», если такие там обнаружатся. Поэтому жду его с интригой.

Вещей он не нашел, а это означает, что подниматься мне придется в куртке от дождя, надев на себя все кофты и штаны, которые есть. В принципе, к этому моменту уже побывав на 3600 м, я понимаю, что сильно холодно там не будет и я справлюсь.

Артем приехал к 11 часам. Вместе мы зашли в прокат, забрали отложенное оборудование.

Каждый предмет стоил по 220 рублей в сутки. Нико, хозяин проката, сделал для нас скидку и любезно предложил довезти нас до начала тропы.

Началось

С этого момента начинается восхождение. В этот раз от монастыря Гергети мы с Жанной шли относительно налегке, а у Артема был рюкзак весом 25 килограммов. При этом Артем рвался в бой и очень хотел забраться на вершину за сутки. А это значит, нужно сегодня дойти до штурмового лагеря, там отдохнуть и в ночь выйти на штурм.

Читайте в следующей части: подробности штурма, потеря пути, смертельная опасность и другие приключение на горе Казбек.

Читайте на 123ru.net

Новости 24/7 DirectAdvert - доход для вашего сайта

Частные объявления в Вашем городе, в Вашем регионе и в России

Smi24.net — ежеминутные новости с ежедневным архивом. Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. "123 Новости" — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Smi24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net. Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть —онлайн с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии. Smi24.net — живые новости в живом эфире! Быстрый поиск от Smi24.net — это не только возможность первым узнать, но и преимущество сообщить срочные новости мгновенно на любом языке мира и быть услышанным тут же. В любую минуту Вы можете добавить свою новость - здесь.

Новости от наших партнёров в Вашем городе

Ria.city

Делегация Псковской области отправилась на всероссийский фестиваль студвесны среди СПО в Ставрополь

Мурашко: результаты доклинических испытаний вакцины от рака появятся в 2024 г.

Врач объяснил, кому противопоказан бег

История без фальсификации: Шемахи в первой половине XVIII века

В Подмосковье сотрудники Росгвардии спасли пожилого мужчину, который оказался один дома и плохо себя почувствовал

«Солнечная Азбука» в особом семейном центре «Семь-Я»

Глава СК Бастрыкин пообещал защитить гаишника Гусева от диаспоры и МВД Новосибирска

Новости России

Воронежская штангистка стала второй на первенстве России

Учебный центр: новые возможности для профессионального роста

Экология в России и мире

Новые электрические щетки Revyline RL 085 Black доступны в филиале марки в Ставрополе

Фонд «Восход» выпустил на «Атомайз» первые в России венчурные ЦФА

Новая коллекция ювелирных украшений Louis Vuitton

Адские цены на Сочи и Анапу заставили российских туристов найти новые пути экономии

Спорт в России и мире

Зверев и Рууд не пожали друг другу руки после полуфинала «Ролан Гаррос» – из-за проблем с желудком у норвежца

Теннисист Медведев снялся с турнира ATP в Нидерландах из-за травмы

Экс-теннисист Ольховский: Рублев не успел набрать форму на "Ролан Гаррос"

Ига Свентек в четвертый раз выиграла Открытый чемпионат Франции по теннису

Российский астроном рассказал о редком солнечном событии

Уникальный интерактивный проект Ставропольской психиатрической больницы на выставке-форуме «Россия»

Любимый внедорожник россиян стал еще доступнее: известна цена

Трасса М-12 Восток будет продлена до Тюмени в 2025 году

Топ новостей на этот час

В России создадут цифровых двойников Архыза

Активное, спортивное: чем можно заняться на площадках проекта «Московское долголетие»