В ушедшем году на Московском центральном кольце, одном из основных элементов железнодорожной системы столицы, прошел запуск в эксплуатацию поездов с уровнем автоматизации УА3 (GoA3): работа без машиниста, но он присутствует в кабине на случай экстренного реагирования. Переход на полный беспилот запланирован на 2026 год. В свою очередь, демонстрация возможностей беспилотной работы в маневровом движении пройдёт также в Челябинске, где РЖД реализуют пилотный проект цифровой железнодорожной станции. Ранее начальник департамента информатизации РЖД Кирилл Семион выступил на конференции TRANS AI, представив системный взгляд национального перевозчика на перспективы применения ИИ на железнодорожном транспорте. ROLLINGSTOCK Agency подготовили адаптированную стенограмму его выступления. На каком уровне ИИ будет управлять транспортными потоками С нашей точки зрения, имеет смысл разделять вопрос применения ИИ при управлении транспортными потоками по уровням, исходя из нарастания ответственности и масштабов задач. На линейном и дорожном уровнях это непосредственное управление движением, каждым конкретным поездом и транспортным средством. На региональном — уже координация транспортных систем, управление потоками данных, взаимодействие между различными транспортными потоками, участниками перевозочного процесса и организаторами движения. Далее на уровне страны ИИ применим для мониторинга и прогнозов.
В том числе макропрогнозов изменения грузопотоков и пассажиропотоков, для того чтобы иметь возможность оптимизировать развитие инфраструктуры под ожидания потребителей транспортных услуг. И затем глобальный уровень. Транспорт — это та отрасль, которая объединяет страны, позволяя им взаимодействовать между собой в перевозках грузов и пассажиров через границы, и работает над тем, чтобы оптимизировать эти потоки уже в глобальном масштабе. Когда ИИ полностью заменит машинистов Если говорить о прогнозе по полностью беспилотному движению, то это, наверное, произойдёт ближе к 2040 году. Такой срок обозначен с учётом масштабов большого количества практических задач, которые необходимо ещё реализовать. Думаю, что технологии будут проработаны и разработаны гораздо раньше. Но это только одно направление. Есть вопросы регулирования как на государственном, так и на международном уровне. Также под технологии требуется создание инфраструктуры — это глобальная задача. Думаю, что в ближайшем будущем мы должны будем даже перейти на проектирование инфраструктуры с учётом готовности её к использованию интеллектуальных технологий.
И третий социальный аспект — переквалификация персонала. Значит ли развитие беспилота, что машинисты потеряют работу? Скорее всего, нет. Появляются и будут появляться новые профессии. Это будет не просто машинист, а машинист-оператор, который сможет контролировать движение одновременно, сразу нескольких поездов. Это другая профессия, другая ответственность, другие условия труда. И нам ещё точно предстоит провести исследование, как человек сможет функционировать в этих условиях. Когда машинист находится в кабине и ведёт один поезд, то понятен набор его действий и реакций, которые могут быть улучшены в том числе с помощью ИИ. Но когда человек будет должен одновременно сосредоточиться на нескольких объектах ведения — как поведёт себя человеческий мозг? Это ещё один объект исследований, которые точно нужно будет провести, чтобы мы не потеряли эффективность и безопасность. Почему 2040 Наш прогноз базируется на исследованиях, которые проводились различными организациями во всём мире. Анализ развития технологий и возможностей внедрения беспилотных систем показал, что говорить о полном переходе можно ближе к указанному сроку. С моей точки зрения, это пессимистично-реалистичный подход. Возможно, в определённый момент мы придём к тому, что полностью беспилотные системы могут быть и не очень целесообразны, по крайней мере в полном объёме, в силу специфики железнодорожного движения. Так, при наличии оборудованной инфраструктуры движение, при котором просто сокращаются интервалы за счёт взаимодействия между поездами, уже решает очень большое количество вопросов. О безопасности и преимуществах Обеспечение безопасности на транспорте — это наша основная задача. Мы не имеем права жертвовать хоть какой-то долей её процента в угоду внедрению тех или иных технологий. Таким образом, комплексная задача внедрения ИИ на транспорте — это не только беспилотное движение или движение с машинистом-оператором, не только оборудованная инфраструктура, но и готовность всего информационного и физического железнодорожного ландшафта к обеспечению безопасности этого движения. Уже сегодня применение технологий ИИ существенно снижает риски нарушения безопасности даже при обычном формате движения.
К тому же мы сейчас занимаемся анализом тех больших получаемых объёмов данных, чтобы формировать прогнозы и распределение маршрутов для обеспечения оптимальных графиков движения. В принципе, современный алгоритм уже позволяет координировать движение поездов с высокой точностью, что сокращает время в пути и повышает общую эффективность перевозок. Это будет очень важно и для проекта высокоскоростных железнодорожных магистралей, где точное управление трафиком критично для обеспечения безопасности и надёжности перевозки. Применение технологий ИИ на железной дороге связано не только с управлением движением. У нас построена информационно-аналитическая система комплексной диагностики и мониторинга железнодорожной инфраструктуры для обеспечения анализа и прогнозирования состояния её объектов. Она нацелена на автоматизацию процесса определения фактического остаточного ресурса. Такая система предиктивной диагностики позволяет оптимально распределять наши ресурсы на содержание инфраструктуры. Резюме Очевидно, что технологии ИИ будут играть ключевую роль в управлении транспортными потоками на всех уровнях, от локального до межгосударственного. По экспертной оценке, полная автономия транспорта будет достигнута в 2040 году.
Но, с моей точки зрения, нам придётся где-то посередине этого пути пройти развилку и понять, действительно ли цель оправдана и нужно добиваться именно полной автономии или целесообразен комплексный подход, при котором на ряде участков сети и при ряде условий перевозок экономически эффективно будет не доходить до полной автономности. Преимущества же применения ИИ — это повышенная безопасность, оптимизация маршрутов, улучшение качества перевозок и состояния инфраструктуры. Экспертные мнения авторитетных специалистов о транспорте и логистике вы найдете в новом Telegram-канале медиаплатформы ВГУДОК — @Vgudok.PRO Стенограмму выступления адаптировал сооснователь и главный̆ редактор ROLLINGSTOCK Agency Сергей Белов, ИСТОЧНИК