Это наш вариант заголовка для поста про очень странное и пока малообъяснимое M&A. А вот говорящие варианты от уважаемых «Коммерсанта» и РБК: «На «Дело» пошёл третий», «В Деле появился третий фигурант». Очень атмосферно, передаёт настроение 2000-х тысячных, когда shady deals, то бишь тёмные дела с душком, были нормой. После этого российский бизнес проделал огромную работу для достижения международных стандартов транспарентности бизнеса и корпоративного управления, соблюдения акционерных прав, привлечения финансирования на публичных рынках и даже «зелёного финансирования», финансовой отчётности по МСФО и РСБУ, нефинансовой отчётности по корпоративной социальной ответственности, ESG и т.д., и т.п. Красивые и правильные стандарты и слова. И всё это прямо совсем не соотносится с объявленной сделкой по консолидации транспортных активов под крылом Росатома. Во-первых, о судьбоносной сделке для страны сообщают анонимные источники, официально компании не комментируют, заявленные анонимами цели и задачи предстоящей сделки не понятны и не логичны. Подозреваем, что это потому, что сложно объяснить попытку скрестить ужа с ежом с помощью логики.
Зачем ТМХ, точнее её отдельным влиятельным акционерам в лице г-на Бокарева, доля в УК «Дело» — ещё можно понять. Хотя объяснить, зачем ему доля в УК, ценность которой по большому счёту только в людях, контрактах и стульях со столами в центре Москвы — уже сложно (хотя не исключаем, что это издержки поспешного объявления, и в итоге ТМХ отпишут реальные активы). Но вот зачем Росатому доля в производителе подвижного состава — объяснить невозможно совсем. Даже если Росатом задумал проект создания мобильных ядерных установок малой мощности, он бы получил необходимую платформу от ТМХ за деньги. Росатом провалил консолидацию своих транспортных активов с «Делом» и Fesco, и теперь нашел эффективных управленцев в ТМХ осуществить это — имеет право на жизнь, как версия. Но зачем в одно нерешённое уравнение добавлять новые данные со своими нерешёнными задачками (например, ремонтопригодность локомотивов), непонятно. С управленческой точки зрения.
Мария Никитина Другое дело, если посмотреть на неё с точки зрения бенефициаров и большой политики. Явных и теневых. Последние 2 года рынок транспортных перевозок, который многие считали уже сложившимся и почти цивилизованным, сотрясают одна за другой сделки по смене собственника. За публичными заявлениями и лицами просматриваются фигуры уважаемых людей из числа Политбюро 2.0 по модели политолога Минченко. В данном случае мы можем лишь только спекулировать, но не утверждать (!!!) — это консолидация одной элитной группы вокруг своего вождя в лице Юрия Ковальчука (неформального куратора Росатома) против другой элитной группы во главе с Аркадием Ротенбергом (неформального куратора РЖД). Последнему рынок приписывает получение контроля над ПГК, ну и акционерное участие в ГК 1520 и «Нацпроектстрое». Фигура банкира г-на Ковальчука пока для нашей профессиональной транспортной тусовки малознакома, но её влияние за последние годы стало ощутимо заметно. Обе группы роднит не только любовь к сделкам в стиле «шахер-махер» без соблюдения всяких ваших западных стандартов корпоративного управления, но и то, что публичные фигуры управленцы, которые «забылись» что им доверили поуправлять, без сожаления устраняются, несмотря на все достижения (кейс Андрея Северилова/Fesco). Или отправляют в расход, как это произошло с братьями Магомедовыми в одном случае, и с Алексеем Тайчером во втором. И вот в этой войне титанов накануне каких-то грандиозных событий, о которых мы не знаем, но можем догадываться, происходит поиск союзников и их «вовлечение в дело».
Если смотреть на объявленную сделку с этой перспективы, тогда логика просматривается. Страшно обидно, что за решением своих узкоколейных задач по контролю за ресурсами прекрасная идея и возможность создания национального чемпиона не будет реализована. Исторический шанс упущен. Поскольку весь пар уйдёт в гудок. *МНЕНИЕ АВТОРА МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С ПОЗИЦИЕЙ РЕДАКЦИИ ВГУДОК представляет новый проект — экспертный Telegram-канал @Vgudok.PRO Мария Никитина, ИСТОЧНИК