Представители США и ЕЦБ усилили давление на австрийский Raiffeisen Bank International (RBI), чтобы заставить его поскорее покинуть Россию, пишет Reuters со ссылкой на более чем десяток источников. Они сообщают, что видели письменный ультиматум, в котором Вашингтон угрожает отключить банк от операций с долларами. ЕЦБ требует представить план ухода из России.
Группу RBI в России составляют Райффайзенбанк, а также лизинговая, страховая и управляющая компании. На российский банк приходится более половины прибыли банковской группы Raiffeisen. Оставшись одним из немногих крупных банков в России, который проводит платежи в долларах, он повысил комиссии и хорошо заработал.
Еще весной ЕЦБ рекомендовал банку ускорить выход с российского рынка, сократив кредитный портфель на 65% к 2026 году. В ответ Райффайзенбанк пообещал ужесточить политику по выдаче кредитов и снизить процент одобрения заявок.
Пока банк с 1 июля прекратил начислять проценты по накопительным счетам, тоже в рамках сворачивания бизнеса. И перестал проводить исходящие платежи в долларах.
Австрийская RBI заявляет, что с февраля 2022 года предприняла существенные шаги по сокращению рисков, связанных с владением Райффайзенбанком. Группа планирует продать актив. Но, как писал Reuters ранее, возможно, Raiffeisen просто затягивает уход или продажу и хочет дождаться окончания войны.
Настрой регуляторов сильно ухудшило намерение российского Райффайзенбанка купить у Олега Дерипаски 27,78% капитала строительной компании Strabag за 1,5 млрд евро и передать их материнской группе в виде дивидендов. Регуляторам, и прежде всего американским, сделка не понравилась. Терпение лопнуло 8 мая, и RBI был предъявлен ультиматум: в письме, поступившем в банк, ЕЦБ и правительство Австрии, регуляторы пригрозили отключить Raiffeisen от своей финансовой системы. Через несколько часов банк объявил об отмене сделки, но ущерб его репутации уже был нанесен: в Вашингтоне стали относиться к нему с недоверием, рассказал Reuters знающий об этом человек. В июне Евросоюз и США ввели санкции против российской компании, которая должна была выступить стороной сделки.