Ранее торги этими валютными парами в России не проводились. Что мешает начать торги на Мосбирже более популярными валютами — индийской рупией и дирхамом Арабских Эмиратов?
Мосбиржа в прошлую пятницу анонсировала: с 31 октября на площадке начнутся торги парами киргизский сом — российский рубль и таджикский сомони — российский рубль. К вечеру понедельника, после окончания основных торгов, на официальном сайте Московской биржи в разделе «Все котировки» так и не появились соответствующие данные. Из чего можно сделать вывод, что игроков такие валюты пока не привлекли. Курс определяется на основе сделок, а если их нет, то нет и курса. Но дело не только в этих валютах.
За последние месяцы у России появились партнеры, с которыми растет торговый оборот. И было бы логично, если бы в РФ запустили торги индийскими рупиями и арабскими дирхамами. Но этого пока не происходит. Вот что по поводу рупий Business FM заявил директор по международным проектам департамента валютного рынка Московской биржи Дмитрий Пискулов:
Дмитрий Пискулов директор по международным проектам департамента валютного рынка Московской биржи «Есть определенные ограничения на конвертацию. Это достаточно сложный процесс. Эта валюта не является полностью свободно конвертируемой. Затрудняет расчеты в этих валютах и создание крупного рынка. Тем не менее это потенциально крупный торговый партнер России. Расчеты в этих валютах в ближайшие месяцы и годы будут расти. Поэтому Московская биржа тоже рассматривает варианты и работает над анализом того, как можно эти валюты запустить на биржевых торгах».
Ранее в Мосбирже объясняли, что сложности возникли на стороне Индии, где достаточно жесткий валютный контроль, и вряд ли стоит ждать начала торгов парой рупия — рубль до конца года. А в Минфине России говорили, что сама по себе возможность использовать рупии очень ограничена. Хотя есть внебиржевые торги, где торгуется индийская валюта. Но это скорее единичные сделки между определенными участниками.
Опрошенные представители бизнеса ждут, когда на российской площадке начнутся торги рупиями. Гендиректор и совладелец екатеринбургской компании «Ассоциация экспорта» Алексей Попов рассказывает, что у него есть индийские партнеры. Оттуда в Россию, например, везут фрукты, туда поставляется металлургическая продукция. И, конечно, возможность менять валюту напрямую значительно упростила бы расчеты.
Алексей Попов гендиректор и совладелец екатеринбургской компании «Ассоциация экспорта» «С долларом и евро сейчас проблемы, платежи не проходят, зависают, еще какие-то проблемы с ними постоянно случаются. Если мы напрямую работаем с Индией, если мы напрямую общаемся и у нас идет товарообмен, нам проще всего, когда мы обмениваем рубли на рупии или рупии на рубли по прямому курсу — без всяких кросс-курсов, без учета долларов, евро. Это гораздо удобнее и быстрее. По рупиям у нас маленький товарооборот, совсем маленький, потому что мы только начинаем с ними работать».
Сейчас же, по словам бизнесмена, с азиатскими партнерами приходится использовать или доллары, с которыми могут возникнуть проблемы, или альтернативные валюты. Например, пересчитывать стоимость контрактов в юанях. Здесь стоит вспомнить, что КНР ослабила свой валютный контроль довольно давно, а торги китайской валютой на Мосбирже запустили еще семь лет назад. Но до последнего времени особого спроса на нее не было. А сейчас в некоторые дни объем торгов юанями на российской площадке превышает объем торгов долларами. Так, например, было 28 октября. Хотя во все остальные дни прошлой недели «американец» все-таки опережал «китайца» — ненамного, объемы сопоставимые. И дело тут не только в товарообороте между странами, а еще и в том, что юань стал популярен для хранения сбережений. У киргизского сома и таджикского сомони все только начинается. С чистого листа. И пока неизвестно, что на нем когда-нибудь будет написано.
Как сообщило РБК со ссылкой на участников рынка, первый день торгов валютами Киргизии и Таджикистана на Мосбирже завершился без единой сделки.