Шестилетний Рикки Нив из Питерборо (город в 140 километрах от Лондона) пропал в ноябре 1994 года. Утром он ушёл в школу и не вернулся. Мать ребенка – Рут – забила тревогу около шести вечера, а через два дня полиция обнаружила тело Рикки – он лежал в подлеске недалеко от дома, обнаженный, в позе звезды с раскинутыми руками и ногами. Согласно заключению патологоанатомов, Рикки был задушен.
Рут Нив и сама пережила в жизни многое. Её родители покончили с собой, когда ей было два года. Детство она провела в интернате, где персонал жестоко обращался с воспитанниками, а взрослые дети склоняли младших к сексуальным контактам. В 17-летнем возрасте Рут родила первую дочь. Отец ребенка бил её и не помогал с воспитанием ребенка. Девочка попала в приемную семью. Через несколько лет Рут снова стала матерью – она родила от другого мужчины сначала Рикки, а потом еще двух дочек – Рошель и Шерадин.
После шести месяцев расследования Рут Нив официально были предъявлены обвинения в жестоком убийстве сына. Свидетельские показания были не в ее пользу. На суде звучали жуткие рассказы о том, как она публично угрожала убить своего сына, как однажды нацарапала на его лбу слово «идиот» и как брызнула ему в рот жидкость для мытья посуды. Сама Рут первоначально отрицала свою вину, но позже под давлением следствия (как сама рассказывала позже) призналась в эпизодах домашнего насилия и безответственного исполнения родительских обязанностей. Улик, подтверждающих причастность Рут к убийству, следствие не нашло, но американка все равно получила тюремный срок – семь лет за жестокое обращение с детьми.
«Сидела» Нив в тюрьме, где отбывали срок известные серийные убийцы – Майра Хиндли и Роуз Уэст. Это две из трёх женщин, осужденных в Великобритании на пожизненное заключение. Новости о новеньких в таких учреждениях разносятся быстро: кто такая, по какой статье попала, сколько дали. Вот и соседки Рут были хорошо осведомлены обо всем и решили поделиться советом. После освобождения Рут рассказала, что как-то Майра, проходя мимо нее, сказала: «Ты не детоубийца». Она посоветовала американке продолжать добиваться справедливости. И та твёрдо решила, что сделает всё, чтобы найти настоящего убийцу своего сына.
Оказавшись на свободе в 2000-м году, Рут сразу же стала искать в следственных органах того, кто мог бы выслушать ей. Вместе с мужем Гари они добились доступа к архиву по делу и стали искать то, что полиция могла упустить много лет назад. Всплыла маленькая деталь: одна пожилая жительница видела, как Рикки утром в день убийства шел куда-то вместе с мальчиком постарше. Им оказался 13-летний Джеймс Уотсон. Он был приятелем Рикки и даже несколько раз бывал у Нивов в гостях. Следователи вызывали его на допрос, но многого он рассказать не смог – говорил, что видел Рикки, но лишь поздоровался и пошел дальше.
Рут и Гари собрали свои гипотезы воедино и добились встречи с тогдашним главой местного отдела по борьбе с крупными преступлениями Полом Фуллвудом. Он встретился с семьей Рикки, внимательно выслушал их и начал изучать документы по делу – 13 коробок, в каждой из которых хранилось по 8-12 папок с бумагами. На его взгляд следствием были упущены несколько «рабочих» версий, ведь правоохранители сразу зацепились за главную, обвинив в убийстве мать ребенка. Фуллвуд, который намеренно вышел на пенсию раньше срока, чтобы разобраться в деле Рикки, собрал новую команду из тех сотрудников, которые в первоначальном расследовании не участвовали. «Я и раньше думал, что гипотеза о том, что во всем виновата Рут, была в лучшем случае фантастической. А теперь, чем больше я изучал дело, тем больше убеждался, как мало работы в других направлениях было проделано», — рассказал Фуллворд в интервью ВВС
Сейчас, спустя столько лет, расследованию дела мешали новые обстоятельства – например, некоторые свидетели уже умерли, а у живых память уже была не та. Были проблемы и с уликами. Так, часть одежды Рикки после суда была возвращена адвокатам Рут, но никто уже не помнил, куда она делась. Мусорное ведро на колесиках, в котором в 1994 году нашли одежду мальчика, согласно записям, хранилось на подземной автостоянке полицейского участка Торп-Вуд в Питерборо. Но команда Фуллворда там его не нашла, и не было никаких документов о том, что оно вообще когда-либо подвергалось судебно-медицинской экспертизе.
Но было и то, что Фуллворд назвал «удачей». Тогда, в 1994 году, для сбора волокон с одежды использовалась липкая лента. Команда наткнулась на конверт, в котором оказались образцы, собранные с одежды Рикки с ДНК подозреваемого – Джеймса Уотсона. Того самого подростка, который утверждал, что в день убийства видел Рикки лишь мельком. Детективы решили снова допросить его, и в этот раз показания Уотсона уже были другими. По словам мужчины, он поднял Рикки Нива в воздух, чтобы помочь его заглянуть через забор. Все бы ничего, но видеозапись с 1994 года выявила, что в том месте, о котором рассказывал Джеймс, никакого забора не было – он был установлен много позже. Стало ясно: Уотсон лжёт и путается в показаниях.
Уотсон был арестован в апреле 2016 года. На тот момент за ним числились уже несколько преступлений, включая поджог полицейской машины и домашнее насилие. Как только его выпустили под залог, он тут же вместе с приятелем сбежал из страны сначала в Роттердам, затем во Францию и через Пиренеи в Португалию. Преступник вел себя дерзко, публиковал свои фотографии с пляжа в социальных сетях и охотно давал комментарии средствам массовой информации. Но благодаря сестре Уотсона, удалось установить его точное местоположение, и вскоре он был повторно арестован в Лиссабоне и выдан Великобритании.
В апреле 2022 года состоялся суд по делу об убийстве Рикки Нива. 24 июня Уотсон был признан виновным и помещен в тюрьму сроком на 15 лет. Точных причин, почему в 13-летнем возрасте он задушил шестилетнего мальчика, установить не удалось. По мнению Пола Фуллворда, хотя в деле отсутствовали какие-либо данные, подтверждающие сексуальное насилие над жертвой, именно оно могло стать главным мотивом для убийства. «Я хотел бы думать, что привлечение Джеймса Уотсона к ответственности принесет семье Рикки некоторое облегчение, чтобы они могли жить дальше и помнить Рикки таким, каким он был в 1994 году», — надеется детектив.