21 сентября 1888 года (по ст. ст.) около четырех часов дня поезд с августейшей семьей подошел к перрону только что отстроенного екатеринодарского вокзала. Множество горожан пришло встретить императора. Вокзал местные власти украсили цветами и зелеными гирляндами. Заиграл оркестр, из вагона вышел государь.
От станции Невинномысская царскую семью сопровождал начальник Кубанской области, наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант Григорий Леонов.
Атаман представил царским особам городского голову, гласных, почетных горожан и полицеймейстера. Дамы подарили императрице букет цветов.
Затем коляски высоких гостей проследовали в центр города, проехав под Триумфальной аркой. Конные экипажи в сопровождении военного эскорта прибыли к Александро-Невскому войсковому собору. Как известно, в позапрошлом столетии храм стоял на месте нынешнего фонтана, что напротив краевой администрации. После молебна по случаю приезда царской семьи гостей пригласили к одноэтажному «атаманскому дому» — резиденции наказных атаманов Кубанского казачьего войска, располагавшейся на Красной, близ пересечения с Графской (ул. Советская). Там императора уже ждал почетный караул из старых казаков. В этом турлучном доме были приготовлены комнаты для августейшего семейства.
22 сентября у областного правления собрался войсковой круг (совет казаков). Возле этого двухэтажного здания (теперь — трехэтажное, ул. Красная, 23) выстроился почетный караул. Шествие возглавил Григорий Леонов, за которым депутаты от станиц несли войсковые регалии.
Прозвучал гимн, и к встречающим вышел царь. Трижды преклонили знамена, и атаман вручил самодержцу войсковую булаву, которую Александр передал цесаревичу Николаю как августейшему атаману всех казачьих войск. Грянул салют.
Государь вернулся в здание областного правления, а войска во главе с цесаревичем маршем проследовали по Красной. Позже был дан обед, а вечером на главной площади начались народные гулянья. Императорская семья прослушала исполнение в их честь музыкальной программы вой-
скового хора и посетила войсковую гимназию.
А вот что подавали на завтрак августейшей семье 22 сентября 1888 года: окрошку, суп с помидорами, пирожки, севрюгу по-русски, котлеты из рябчиков с трюфелями, вырезку говядины с гарниром, мороженое. Император Александр славился простым нравом и неприхотливостью в еде, и действительно, осетрина на Северном Кавказе не была дефицитной рыбой, а рябчиками —
полны все окрестные лесочки.
Вот как вспоминал об этом ученик Александровского реального училища Михаил Зорин:
«За несколько дней до приезда разнесся по городу слух, что в Екатеринодар едет царь Александр Ш. Поднялась особая тревожно-радостная суета по городу и в учреждениях. В день самого приезда царя с утра нас всех — гимназистов и реалистов — собрали в громадном актовом зале на втором этаже Кубанской войсковой гимназии (сейчас на этом месте стоит здание администрации края). Всех нас выстроили в несколько рядов вдоль зала. От двух входных дверей была постлана широкая ковровая дорожка. На противоположной входу стене висел в громадной широкой позолоченной раме портрет царя Александра Третьего во весь, даже увеличенный, его рост: стоит он у трона в обычном своем зеленого цвета мундире с поясом и широкой, через плечо, розового цвета лентой, с эмалевым крестом у воротника…
У входных дверей с обеих сторон выстроилось наше начальство: директора, инспектора и преподаватели — все в парадной форме и при орденах, многие при белых перчатках. Тишина. Стоим в ожидании около часа. Но вот снизу на лестницах, ведущих на второй этаж, в зале послышались шум, лязг шпор и тихий говор. Еще несколько моментов — и в зале раздается громкая команда: «Сми…рр…но!». Все как бы замерли.
Вошли царь, императрица Мария Федоровна, оба наследника. С ними и великий князь Николай Николаевич, старшие адъютанты и прочая свита, за ними два красавца казака. Царь поздоровался с нашим начальством, пожал всем руки, затем, обратившись к нам, громко сказал: «Здравствуйте, дети!» В ответ наше дружное молодое многоголосье: «Здравие желаем, ваше императорское величество!» После этого все мы плавно пропели гимн «Боже, царя храни». Прослушав наше пение, этот широкоплечий, высокий, с крепкой грудью и большим широким лбом, с окладистой бородой, гигант начал с директором обходить вдоль рядов, то там, то сям останавливаясь и что-либо спрашивая об учениках. Проходя мимо меня, он вдруг остановился и, взяв меня за подбородок, спросил у директора: «А этот как?» — «Хороший мальчик и хорошо учится, ваше величество», — ответил директор. Царь поднял мой подбородок своей геркулесовой ладонью и, глядя мне в глаза, спросил: «А как тебя звать? Учиться хочешь?» — «Михаил! Так точно, ваше величество!» — сказал я. «Ну, учись, учись и слушай старших!» — и пошел дальше.
Пока он и директор разговаривали с другими, ко мне подошел инспектор и сказал: «Что же ты пропустил «императорское»? И хотел бы к пустой голове приложить руку?!» Смущенный таким замечанием, тем более что его слышали соседние стоявшие мальчишки, я ничего не ответил, но мое, так сказать, праздничное настроение сразу исчезло. Прошло минут тридцать, царь уже о чем-то разговаривал с преподавателями, и как только стал с нами прощаться, мы по команде хормейстеров дружно спели «Славься, славься, наш русский царь!». По окончании этого раздалось наше детское многоголосовое у-рр-а-а! И царь со свитой уехали, а мы разошлись по домам…»
А что же случилось с Триумфальными воротами? «Никакой художественной ценности эти неуклюжие ворота Александра III не представляют, исторического значения не имеют и только загромождают улицу, затрудняют движение», — писала газета «Красное знамя». В январе 1926 года один из членов Краснодарского горсовета предложил «немедленно разобрать царские ворота, о которые разбивают лбы кондукторы трамваев», а «полученным кирпичом замостить тротуар от конца Садовой до Новых планов». Сказано — сделано. В 1928 году Царские ворота полностью исчезли из облика казачьего города.
К счастью, до наших дней сохранились фотографии. По ним арка была воссоздана, и в апреле 2008 года состоялось ее торжественное открытие. Новая Триумфальная арка практически полностью повторяет дореволюционную постройку. Правда, установить ее на прежнем месте не удалось — и Седина, и Мира загружены транспортными потоками. Царские ворота переехали на пешеходный бульвар улицы Красной.
Материал подготовила Марина Аванесова
Сообщение История Екатеринодара: как гимназисты царя встречали появились сначала на Краснодарские известия.