Президент Путин заявил, что Россия отказывается принимать оплату за российский газ от недружественных стран в «скомпрометировавшей себя валюте» (за доллары и евро) и дал поручение «Газпрому» как можно скорее перевести газовые контракты с Европой к расчету в рублях. Экономист Сергей Пикин прокомментировал последствия этого решения.
После этой новости рубль на бирже резко укрепил свои позиции, разом скакнув со 100 до 95 за доллар.
Президент отметил, что страны Запада, заморозив российские резервы, тем самым объявили дефолт перед Москвой. И подвели черту под надежностью (скорее, не надежностью) своих национальных валют. Путин уточнил: теперь «поставлять наши товары в ЕС, в США в долларах, евро и ряде других валют не имеет для нас уже никакого смысла».
Президент подчеркнул, что Россия продолжит поставлять природный газ в соответствии с объемами, зафиксированными в заключенных ранее контрактах. ЦБ и правительству он отвел неделю на определение нового порядка операций.
Что означает такое решение для нашей страны и мирового энергетического рынка? Этот вопрос мы адресовали Сергею Пикину, директору Фонда энергетического развития.
— Попытка перевести оплату за энергоносители на рубли предпринималась не раз и не два,- говорит эксперт, — Ранее мы к этому «снаряду» подходили периодически, но традиции долларовых расчетов за энергоносители, как правило, брали верх.
Сейчас для перевода нашей газовой торговли на рубли наступило самое удобное время. Президент дал поручение в кратчайшие сроки подготовить и проработать вопрос. Дальнейшее будет зависит от конкретного механизма его реализации. Если это будет жесткая схема (обязывающая покупателей газа непременно приобретать рубли на Мосбирже), то европейцы вряд ли выстроятся в очередь за покупкой российской валюты. Это подтолкнет их к более активному поиску альтернативных поставщиков. В таком случае по факту мы можем сократить поставки. Если механизм перехода контрагентов на рубли будет более мягкий и комфортный, поэтапный, то он успешно заработает.
Подчеркну, что пока речь идет о продаже за рубли только газа, но не нефти и не других экспортных товаров. Подобный приоритете не случаен: для европейцев в нынешнем году газ — это самый больной вопрос.
Перевод расчетов за поставки газа в Европу в рубли означает некоторое потеснение доллара, также это существенный удар по санкциям, которые были введены со стороны США, считает кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев. О последствиях этого решения он рассказал в разговоре с «Лентой.ру».
Две стороны вольны выбирать в расчетах ту валюту, которая им удобна, отметил экономист. «Возникает проблема только в том, что это происходит в условиях санкций — насколько вторая сторона готова пойти на расчеты в этой валюте, насколько они готовы освободиться от расчетов в долларах и евро? Все зависит от того, насколько им наши поставки нужны, а, я думаю, они им нужны», — поделился он.
Также вопрос состоит в том, где Западная Европа возьмет рубли для расчетов, считает Беляев. По его мнению, у нее есть два варианта: либо купить рубли на свободном валютном рынке, либо, нарушая санкции, продолжить продавать России за рубли те товары, которые мы ранее закупали. «Это еще одно свидетельство того, что эти санкции негативно ударяют по западно-европейской экономике, и надо применять какие-то меры для их демонтажа, иначе европейская экономика окажется в бедственном положении», — заключил аналитик.
The post Названы последствия продажи российского газа за рубли appeared first on Политический калейдоскоп.