Явление, которое известно людям с незапамятных времён, обрело название только три столетия назад. Немецкие исследователи назвали его полтергейстом (шумным духом), поскольку первые его проявления были как раз такими — громкими, можно сказать, оглушительными.
Считают, что термин придумал в 1713 году немец Бертольд Герстман, в доме которого в течение нескольких недель якобы совершенно самостоятельно двигались шкафы, летали книги, подсвечники и билась посуда. Дух оказался плодовитым на воплощения и проказы, которые не всегда оказывались безобидными. Бывало, он царапал людей и мебель, швырял тарелки, пугал разными голосами, устраивал локальные землетрясения, разрушал жильё.
В истории изучения полтергейста, которое продолжается и поныне, было несколько прорывов. Один из них произошёл в Розенхайме, небольшом баварском городке. Здесь впервые в истории проделки полтергейста были запечатлены на киноплёнку.
Странности начались летом 1967 года с рутинного происшествия. Все попытки клиентов связаться по телефону 1233 с приёмной юридической конторы адвоката Зигмунда Адама были безуспешными. Телефон или был занят, или молчал. Полагая, что в этом деле могут помочь специалисты, офис-менеджер Йозеф Энгельхард позвонил в сервисную службу компании Siemens. В течение нескольких недель техники работали, перепроверяя кабель и оборудование, и решили заменить устройства. Технику ещё раз проинспектировали, и никаких аномалий обнаружено не было.
Между тем неполадки с телефоном продолжались. Мало того, отключились ещё три офисных номера. Работа в конторе застопорилась. Дальше — больше. Следом за телефонами стало барахлить освещение.
Эксперты научно-исследовательского центра Института Макса Планка ни тогда, 4 октября 1967-го, ни сегодня, 46 лет спустя, не могут квалифицировать явление, как они говорят, с точки зрения рационального объяснения. Момент неожиданного всплеска силы тока — от 10 до 50 ампер, — при котором вышли из строя все электрические приборы в офисе адвоката, остаётся для учёных непостижимым.
Это подтверждает и Эрих Шартль, ныне отвечающий в городской мэрии за работу электрооборудования:
— Сохранились графики того дня — видно, что вся электросеть в городе работала бесперебойно, в плановом режиме. Но вот что удивительно: датчики зарегистрировали аномалию, самописцы скакнули далеко за допустимые пределы.
Детальной документации явления способствовал ведущий в то время парапсихолог ФРГ Ганс Бендер. На плёнке сохранились события в офисе Адама: самопроизвольные включения и выключения света, беспричинный звон телефонов и неизменное молчание на другом конце провода, открывание и захлопывание ящиков шкафов.
Сын адвоката Вальтер Адам, в ту пору 13-летний подросток, и сегодня помнит беспричинное раскачивание люстр в коридоре, усиление света в вибрирующих лампочках и ужас перед необъяснимым. Хорошо что в офисе не было посетителей, иначе они забыли бы сюда дорогу.
Впрочем, клиентов сменили люди иного рода — эксперты уголовной полиции и исследователи полтергейста. Первые подозревали Вальтера в том, что он просто решил похулиганить, что-то сломав в электрической системе офиса. Вторые не ограничились беседой с Вальтером и владельцем адвокатской конторы. В офисе было установлено специальное оборудование с автономным энергоснабжением, благодаря чему полтергейст впервые в истории попал в объектив кинокамеры.
Многие пробовали найти причины происшествий в адвокатской конторе. К примеру, из-за того, что звонили разом четыре телефонных аппарата, компания Siemens присылала специалистов, которые копались в схемах, потрошили приборы. Однако погрешностей в связи они так и не нашли.
Примечательно, что полтергейст всё это время словно пытался помочь обнаружить себя, поскольку в дни пребывания мастеров в конторе аппараты звонили не менее 600 (!) раз. Рекорд был установлен 20 октября: 42 звонка между 7:42 и 7:57 утра.
Телефонный кошмар перемежался электрическим. Первый же ремонтник, которого вызвал адвокат, подумал, что речь идёт об обычном розыгрыше, поскольку неоновые лампы светили ровно и никаких перебоев не обнаруживали. Электрик уже было приготовился выписывать квитанцию за ложный вызов, как лампы замигали и раздался противный металлический зуд.
Стало накапливаться досье из свидетельств не обитателей офиса, а совершенно посторонних людей. Они видели различные проявления необъяснимого. К примеру, неоновые лампы, поворачиваясь, сами собой выдвигались из цоколей, продолжая как ни в чём не бывало гореть. Порой они вспыхивали и взрывались. Замена на новые ни к чему не привела. Чтобы избежать травм, было решено накрывать все осветительные приборы нейлоновыми чехлами.
Вскоре необъяснимые явления стали замечать на стенах. Например, в приёмной адвоката висела картина, на которой были изображены цветы. Однажды на глазах у секретарши и двоих сотрудников Бендера картина начала медленно поворачиваться на петле и совершила полный оборот в 360 градусов.
Об офисе пошла слава как об обители колдунов. Едва с языка господина Бауэра, электрика фирмы Stern, слетели слова: «Не иначе как дьявольские козни!», как в баварских газетах появились заголовки «Вращающиеся лилии», «Ведьмины проделки в адвокатской конторе» и т.п.
— Ганс Бендер совершенно случайно обратил внимание на упоминание о ведьме, — рассказывает сегодняшний преемник Бендера, доктор психологических наук Вальтер фон Лукаду. — Но в офисе Адама работала в ту пору лишь одна женщина. 19-летняя секретарша Анна-Мария Шаберль. Бендер заинтересовался личностью девушки, ведь аппаратом с номером 1233 пользовалась именно она, и предложил девушке пройти обследование в лаборатории его института.
Тем временем один из сотрудников Бендера, Пауль Бруннер, обратил внимание шефа на ещё одну особенность. 27 октября, когда одновременно взорвались четыре неоновые лампы и целый час, с пяти до шести вечера, в прихожей качалась люстра, в офисе никого не было. Никого, кроме секретарши. Бруннер в это время пытался при помощи приборов найти электромагнитное поле, которое могло оказать сильное воздействие на источники света, но оборудование не показывало никаких аномалий.
Вскоре другой сотрудник Бендера сообщил, что как-то, едва секретарша приблизилась к копировальному аппарату, тот вышел из строя, причём приглашённые сотрудники фирмы-производителя Lumoprint не смогли установить причины поломки.
Так профессор Ганс Бендер пополнял доказательную базу. Кроме того, доктор Казер, по заданию Бендера обследовавший девушку на предмет психологической устойчивости, предоставил важную информацию, которая укрепила подозрения Бендера.
Вначале доктор подробно расспросил её о самочувствии. Выяснилось, что Анна-Мария испытывала сильнейший стресс, связанный с личными проблемами. В связи с этим у неё временами возникали приступы агрессии. И это — её обычное состояние дома. Но в офисе Анна-Мария могла взять себя в руки и выглядеть вполне нормально, оставаясь приветливой, работоспособной и вполне адекватной.
Всё подтверждало идею о том, что происходящее лишь в присутствии Анны-Марии вовсе не случайно. До её появления в офисе в 7:30 утра и после её ухода в 17:30 шумный дух никак себя не показывал. Бендер предложил адвокату простой эксперимент:
отправить Анну-Марию в рождественский отпуск. Поразительно, но она словно унесла полтергейст с собой. Но как только девушка появилась на рабочем месте 9 января, шумный дух будто выполз из её сумочки и сразу обозначил себя, сдвинув тяжеленный 180-килограммовый дубовый шкаф на 30 сантиметров влево от привычного места. Примечательно, что Анна-Мария этого не заметила. А обнаружилось перемещение только тогда, когда Адам вошёл в свой кабинет. Сомнений не осталось. 18 января 1968 года адвокат вызвал девушку, объявил, что за полгода траты, связанные с возобновлением телефонной связи и электричества, а также исследованиями парапсихологов и физиков, достигли 15 тысяч долларов, и предложил Анне-Марии расторгнуть контракт.
В архиве сохранилась запись: «Анна-Мария Шаберль прошла обширный психологический тест. Его результаты говорят о том, что она страдала от приступов ярости. Всё её недовольство обстоятельствами жизни вспыхивало в рамках психокинеза и вызывало вокруг неё явления, с которыми в офисе Зигмунда Адама должны были сражаться все в нём работающие».
18 января 1968 года полтергейст покинул адвокатскую контору в Розенхайме, став достоянием истории. Это можно было бы считать городской легендой, если бы не километры киноплёнки, запечатлевшие проявления шумного духа и письменные свидетельства очевидцев.
Анна-Мария Шаберль, ныне дама пенсионного возраста, живёт всё там же, в Розенхайме. Её феномен в городке называют «случай Анны-Марии». Она стала героем документального фильма телеканала ARD. Анна-Мария признаётся, что до сих пор недоумевает, как могла быть причиной странностей в адвокатской конторе. По словам женщины, она и не думала о том, чтобы воздействием мысли влиять на электроприборы, телефонные аппараты и картины, и вообще была далека от оккультных наук.
Но многие жители городка не верят её откровениям. Они до сих пор обходят Анну-Марию стороной, предполагая, что даже непродолжительное общение с ней может принести в семью неприятности.
Журнал: Тайны 20-го века №44, ноябрь 2013 года
Рубрика: Полтергейст
Автор: Александр Меламед