От «Ишимбая» до «Витязя»
Фото: АО «НПК «Уралвагонзавод»
Более 50 сотрудников машиностроительной компании «Витязь» (в составе Концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех) в разное время работали на самом суровом континенте планеты, а двухзвенные гусеничные вездеходы стали символом надежности и отечественной инженерной мысли во льдах.
Первый «Витязь» (тогда их чаще называли «Ишимбай») прибыл в Антарктиду в 1987 году. И вскоре уникальная техника, созданная для экстремальных условий, завоевала авторитет не только у российских полярников, но и на международном уровне. Яркий пример: Южно-Африканская Республика закупила сразу две машины для строительства своей антарктической станции SANAE IV. Именно благодаря «Витязям» сроки ее возведения были сокращены в два раза – это беспрецедентный результат, подтвержденный документально.
«Работа в Антарктиде – это не испытания на полигоне. Там лед коварен, и права на ошибку у тебя просто нет. Но в этом и была сила наших машин. Они были созданы, чтобы действовать там, где другая техника бессильна. Мы не просто ездили – мы обеспечивали жизнь и науку», – отмечает инженер-испытатель МК «Витязь» Федор Биганов.
За годы службы «Витязи» стали настоящей «кровеносной системой» для антарктических станций. Они совершили десятки рискованных рейдов, доставляя грузы, топливо, оборудование и людей на станции «Восток», «Новолазаревская», «Молодежная», «Мирный» и другие. На их счету – беспрецедентные рекорды: переходы по ледяной пустыне протяженностью до 2000 км.
Опыт эксплуатации гусеничных двухзвенников в самых жестких условиях позволил предприятию создать и специальные жилые балки для длительных трансантарктических переходов, обеспечивая комфорт и выживание экипажей в глубине континента.
«Для таких суровых и экстремальных условий, какие присутствуют в Антарктике и Арктике, лучшей машины, чем «Витязь», пока не существует. Могут идти и по болотистой местности, и по заснеженной, и по морю. Вездеходы выдерживают волнение до трех баллов. С их помощью можно даже разгружать суда там, где нет других подходящих средств. Однажды мы были в зимнем походе, температура опускалась до -73 °C. Техника выдержала. В смазку добавляли солярку, чтобы на больших морозах она не так сильно загустевала. Главная опасность была в том, что резиновые ленты на гусеницах раскалывались, как стекло. Приходилось долго разогреваться и двигаться крайне осторожно. Мы справились, грузы доставили и вернулись назад», – вспоминает инженер-испытатель Федор Биганов.
Антарктида помнит и настоящие подвиги. В 1994 году бригада водителей-испытателей МК «Витязь» в составе В.Ю. Анохина, В.А. Алексина, А.С. Семенова, А.В. Судакова, М.А. Тимасова, Г.Х. Абзалова провела операцию, больше похожую на сценарий остросюжетного фильма. Вездеходы краном спустили с борта судна прямо в открытое море. Машины добрались до берега вплавь и самостоятельно вышли на сушу, готовые к работе. «Это был момент высочайшего торжества нашей техники, – приводит слова одного из участников тех событий Федор Биганов. – Когда чувствуешь, как твой «Витязь» плывет по открытой воде, понимаешь, что мы создали не просто вездеход, а настоящий корабль, способный успешно маневрировать на морском просторе среди льдов».
Сегодня в Антарктиде работает и другая техника, но легендарные двухзвенники «Витязь» навсегда вписали свое имя в историю покорения шестого континента. Об этом вкладе напоминают не только музейные экспонаты, но и построенные с их помощью станции, тысячи километров пройденных трасс и кадры документальных фильмов, где могучие русские вездеходы идут напролом сквозь пургу и холод, открывая человечеству тайны Белого континента.
Антарктиду открыла русская военно-морская экспедиция под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 28 января 1820 года. Эта дата отмечается как день, знаменующий величайшее географическое открытие XIX века.