Хочу рассказать о своем опыте лечения такой кожной болезни, как себорейный дерматит. Как известно любому специалисту (теперь волею судьбы и мне тоже), болезнь эта совершенно безопасна для здоровья и не требует дорогого и сложного лечения. Тем не менее, пока я пытался от нее избавиться в Украине, я успел потратить несколько тысяч гривен, кучу времени, а также чуть не довел себя до сумасшествия и истощения. Но обо всем по порядку.
Как все начиналось
Первый раз себорейный дерматит возник у меня в 14–15 лет. На лице появились красные пятна, которые со временем начинали шелушиться. У взрослых почему-то не возникло идеи отвести меня к дерматологу, и они решили ограничиться двумя действиями: во-первых, исключили из моего рациона продукты красного цвета (мотивация была такая — «А когда тебе было 2 года и у тебя были КАКИЕ-ТО ВЫСЫПАНИЯ, то врач тоже так сказала сделать!»); во-вторых, посоветовали протирать лицо настойкой календулы.
Пятна действительно через пару недель ушли, но с тех пор стали появляться регулярно. Причем я сам начал наблюдать довольно строгую зависимость появления пятен от «тяжести» еды, которую я ел накануне. Услышав про это, взрослые сказали «Это что-то с печенью!» и посоветовали в таких ситуациях съедать порошок расторопши. Что интересно, это помогало.
Но в 22 года наступил такой момент, когда пятна прочно обосновались на лице и не желали уходить ни после протирания календулой, ни после поедания расторопши. Я пошел в Киевскую областную дерматологию, где изложил свои жалобы.
Хождение по докторам и мукам
«Конечно же, это связано с питанием!», — сказала врач и, написав в карточке «себорейный дерматит», прописала мне гормональную мазь «для снятия симптомов» и дала направление к гастроэнтерологу для поиска «внутренней проблемы». «А пока, — загадочно произнесла она, — купи в нашей аптеке «Фортранс». После него ты прокакаешься, и тебя станет немного легче». В инструкции к волшебному «Фортрансу» было сказано, что этот препарат назначается для того, чтобы за 3 часа опорожнить кишечник перед проведением осмотра прямой и толстой кишки. «Фортранс» я купил и «прокакался». Гормональную мазь тоже купил и нанес на лицо, после чего все пятна ушли к вечеру. «Это, наверное, очень толковый специалист», — подумал я и пошел обследоваться к гастроэнтерологу.
Гастроэнтеролог был мне рад, прописал УЗИ, гастроскопию, анализы кала и, не дождавшись результатов, капельки «Гастритол». После получения результатов, на которых были зафиксированы незначительные изменения в ЖКТ, он прописал мне еще пять препаратов, среди которых были витамины, пребиотики и гепатопротекторы, и, довольный, отпустил лечиться.
Испытание диетами и голодом
После курса лечения нельзя было сказать, что «результат налицо», т. к. на лице был не результат, а пятна. «Тогда тебе надо попробовать диетический стол № 3. А если и он не поможет, то снижать нагрузку на желудок: есть меньше жирного, копченого, соленого и т. п.», — сказал гастроэнтеролог. А дерматолог добавил: «Купи еще также ферменты, витамины, термальную водичку и минеральную водичку». Все это я, конечно же, купил, а когда оно не помогло, стал урезать рацион. Исключил жирное и жареное. Пятна не проходили. Я урезал больше — исключил копченое и острое. Они не проходили. Я стал есть только яблоки, кефир и хлеб. Пятна прочно сидели на лице. Я перестал есть вообще…
Эврика!
Прошло два дня голода, и я понял, что схожу с ума. Стал искать в интернете иные способы лечения себорейного дерматита и наткнулся на статью, в которой говорилось, что в возникновении этой болезни виноват определенный грибок, который следует лечить противогрибковыми мазями, лучше всего 2 %-ным кетоконазолом, представленным на рынке мазями «Низорал» и «Дермазол». Питание же в этом вопросе играет второстепенную роль, определяя течение болезни, но не возникновение и выздоровление от нее. Иными словами, диета снижает тяжесть болезни, но не лечит. Купив украинский «Дермазол», я стал наносить его на лицо 2 раза в день, и уже через 2 недели увидел улучшение. Я продолжил использовать эту мазь ежедневно и постепенно смог есть и жареное, и жирное, и копченое. Пятен стало меньше, теперь они появлялись гораздо реже, но никак не хотели уходить навсегда. Тогда я решил снова пойти к дерматологам и поделиться с ними своей радостью от открытия кетоконазола, а заодно спросить, что же мне делать дальше.
Врачи разбушевались
«Ничего! Вас надо выводить из того психологического состояния, в которое вас ввели!» — гневно сказала дерматолог из киевской областной дерматологии. И добавила: «Купите витамины и ферменты!». «А как же противогрибковое?» — обескураженно спросил я. «Оно вам противопоказано!!!» — чуть ли не в истерике крикнула доктор.
В одном из харьковских кожно-венерологических диспансеров врач выслушал меня, но при моих словах: «…и тогда я узнал, что от этой болезни помогает противогрибковая мазь…» сделал круглые глаза и сказал: «А вы в курсе, насколько плохо лечиться по интернету?». «Но не только в интернете, но и в инструкции написано, что оно помогает!» — не сдавался я. «Ну… Так пишут… — ответил дерматолог, — Но это не доказано!», и прописал целый список препаратов, в котором было успокоительное, пребиотики, витамины, гепатопротекторы, ферменты и т. п. Естественно, я не стал все это покупать и пить, а продолжил лечиться «Дермазолом». Но пятна до конца не проходили…
Израильская медицина ставит точку
Разрешилось все просто. Когда у меня в очередной раз закончился тюбик украинского 2 %-ного кетоконазола, я находился в Израиле. И купил себе местный «Низорал». После первого же тюбика пятна пропали навсегда и больше не возвращались. Я не сторонник теории заговоров, но, представляя себе, сколько денег подарил украинским фармацевтам, подозреваю, что неспроста «Дермазол» помогал мне в принципе, но всякий раз оставлял болезни возможность вернуться.
Раскапывая прошлое…
Когда я успешно избавился от себорейного дерматита, то это не могли не заметить мои родственники, которые в начале болезни советовали мне поедать расторопшу и не есть продукты красного цвета. Ведь, на радость им, я начал «хорошо кушать», что не могло не радовать бабушек. После моего рассказа о природе заболевания бабушки вспомнили, как в 1950-е годы у них тоже были похожие симптомы, и доктора им вместо ограничения в питании прописывали мази, которые им точно так же помогали, как и мне. Услышав это, я решил разобраться в том, почему доктора в 1950-е годы знали о природе себорейного дерматита, а в наше время заставляют пациентов морить себя голодом, поедать ферменты и оставлять кучу денег в гастроэнтерологии и аптеках. Этот вопрос я задавал каждому медицинскому специалисту, который мне казался адекватным. И в конце концов я получил ответ на свой вопрос. Я не гарантирую достоверность этой информации и призываю отнестись к ней как к врачебно-бюрократической байке, но это очень красноречивая и характерная для своего времени байка.
В 1970-е годы Политбюро поставило перед Минздравом задачу — поднять уровень гигиены в местах общего пользования (банях, бассейнах, спортклубах и прочих подобных местах). Минздрав, естественно, стал думать не о том, как выполнить распоряжение, а как успешно отчитаться о его выполнении. Одним из инструментов подготовки успешного отчета стало снижение количества заболеваний, вызываемых грибками. А для этого ряд таких болезней, в том числе и себорейный дерматит, стали «списывать» на нарушения в работе желудочно-кишечного тракта.
С тех пор в нашей стране пациенты с себорейным дерматитом голодают…