В чем сила слов Иоанна Златоуста?
26 ноября – день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Почему именно с таким определением остался этот угодник Божий в памяти Церкви? В чем сила и проникновенность его слов – в знании риторических приемов, в высокой личной образованности? Или было что-то более значимое, более весомое, что и определило путь его жизни и церковного служения? О личности святителя Иоанна рассказал священник Андрей Логинов.
Иоанн был рукоположен в пресвитера в возрасте около 39 лет, и это событие открыло в нем удивительного проповедника. Когда-то он был лучшим среди светских ораторов, но теперь этот талант он всецело вверил Богу и наполнил его новым содержанием. Вся Антиохия благоговела перед его проповедями. Но что приковывало людей к его слову? Красиво говорить умели многие, но немногие горели той же любовью и чистым светом благодати.
Важно сказать, что он не «читал» проповеди. Он произносил свои слова от полноты верующего сердца и духовного опыта, вел живые беседы со своими слушателями, а те их записывали. В то время литургическая проповедь в значительной степени представляла собой толкование Писания, размышление над ним. Святитель Иоанн Златоуст произнес целый ряд экзегетических бесед на Евангелия от Матфея и Иоанна, на Послания апостола Павла к Коринфянам, Галатам, Титу и другие. Им были сказаны поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Он вел и огласительные беседы, например, с готовящимися к крещению.
Серьезный поворот в его жизни произошел, когда он стал архипастырем Константинопольской Церкви. Расположение двора и высшей знати, блеск и богатство столичного города нисколько не повлияли на его праведную жизнь, не переменили искренности и правдивости его слова. Теперь проповедь Иоанна Златоуста обрушивается на общество, которое лишь по имени было христианским.
На мнение многих, будто пример Евангелия и подлинно христианская жизнь в любви и самоотречении – это только для особых подвижников, он отвечал: «Всем людям до́лжно восходить на одну и ту же высоту; то именно и извратило всю вселенную, что мы думаем, будто только монашествующему нужна большая строгость жизни, а прочим можно жить беспечно. Нет, нет; от всех нас требуется одинаковое любомудрие…»
Обогащение и излишества особенно страшны для тех, кто посвятил себя Церкви Христовой – для епископов и священников. Слово Златоуста не расходится с делом: он заботится о благотворительности, учреждает больницы и приюты. «Никто не остался бы язычником, если бы мы были действительными христианами», – говорит он. Проповеди подвижника имели такую силу именно потому, что выражали самое существо его жизни во Христе. Его самоотверженность и чистота дел многократно увеличивали силу его слов. «Золотыми устами Слова» называл его народ Божий, но столичная знать, погрязшая в роскоши, не вытерпев обличений, добилась его ссылки.
В ссылке святитель, имевший и без того слабое здоровье, скончался. Последние слова его были красноречивее многих его проповедей: «Слава Богу за все!»
Записал Дмитрий РОМАНОВ
Публикация сайта Нижегородской митрополии