Полет в неизвестность: что волнует пострадавших от падения самолета в Ейске
Екатерина Максимова
«Из моей квартиры потом вынимали колеса Су-34»
Именно в тот роковой день, 17 октября, Лариса Загорулько, ее дочь, которая ждет ребенка, и маленький внук переезжали в новую квартиру в доме на ул. Коммунистическая, 20/1. В буквальном смысле за пару минут до трагедии Лариса отправила дочку и внука на улицу. Над их головами пролетел Су-34 и врезался в многоэтажку.
«Я в этот момент была в подъезде, держала лифт. Это меня и спасло. Лестничный пролет обрушился, но я чудом выжила. Эпицентром стали наш 4-ый этаж и квартиры на 5-ом этаже. Моя квартира была под носом и крылом самолета. Из моего жилья, в котором мы не успели прожить ни дня, потом вынимали колеса самолета. А на улице сгорела машина с нашими вещами, приготовленными для переезда. Главное, каким-то чудом спаслись беременная дочь и внук”, - рассказала “Новым Известиям Лариса.
В шоковом состоянии, с травмами, с отравлением угарным газом Ларису увезли в больницу. Сегодня ее выписали, завтра у нее - первый рабочий день.
В квартире этажом выше погибла мама ейчанки Натальи Токаревой. И от их квартиры тоже ничего не осталось.
Ейчанки, пережившие трагедию, рассказали «Новым Известиям», что за эти две недели власти успели решить вопрос с переселением жильцом дома - всех желающих поселили в отеле. Получили люди, потерявшие жилье, и обещанную чиновниками компенсацию - 110 тысяч рублей на каждого члена семьи. Также они получили официальный документ, что являются пострадавшими.
Дальше надо как-то жить
Надо как-то жить… Говорят выжившие. И решать текущие бытовые, житейские и юридические проблемы, а их у ейчан из дома на ул. Коммунистической предостаточно.
«Мы купили эту квартиру за три недели до трагедии. Собирались до Нового года сделать там ремонт. Квартира для дочери, которая ждет второго ребенка. Для покупки жилья в банке ВТБ оформила кредит - 1,6 млн рублей. И теперь всё это - груда кирпичей. В банк я обратилась, но пока они пожимают плечами и ни о какой отсрочке по платежам речь не идет. И при оформлении кредита меня никто там не предупредил, что в течение 14 дней я должна была застраховать свое имущество, то есть страховки тоже нет. Видимо, могу только претендовать на банковскую страховку в связи с получением травмы. А с падением самолета как быть? Пока одни вопросы, но с банком, если придется, я готова воевать. Везде то ли обман, то ли недобросовестность», - рассказывает Лариса, которая известна в Ейске как профсоюзный лидер, человек, который всегда старался помогать землякам.
Семья Ларисы не воспользовалась предложением временно переехать в отель. Ютятся в ее однокомнатной квартире, но когда родится малыш, столько человек там просто физически не поместятся.
От переезда в отель отказались и многие другие жильцы дома. «Нас знакомые пустили пожить бесплатно, но мы не можем долго злоупотреблять. Нам скоро придется снимать какое-то жилье, и мы просим администрацию Ейска и Ейского района помочь нам в этом. Хотя бы частично возместить расходы, но пока нам власти ничего по этому вопросу не обещают», - добавляет Наталья Токарева.
«Кто выжил - узнали цену жизни. Кто-то похоронил родных. Наша семья, к счастью, жива. Мы просто в одну секунду потеряли все, что у нас было. И получили за это жалкие 100 тысяч рублей. И все. Вот что с ними делать? Это доход всей нашей семьи на несколько месяцев», - рассказал еще один из пострадавших, попросивший не называть его имя.
А вот главный вопрос, который волнует вынужденных переселенцев - что будет дальше с разрушенным домом на ул. Коммунистическая, 20/1.
После трагедии краснодарский губернатор Вениамин Кондратьев не только пожелал пострадавшим ейчанам собраться на следующий день «на работу и пойти с хорошим настроением» , но и выступил с заявлением по поводу восстановления многоэтажки.
Глава региона тогда заявил, что повреждено 72 квартиры и власти сгоревшее жилье восстановят. «Эксперты строительные, которые параллельно с работами иных спецслужб проводили анализ, пришли к тому, что дом подлежит восстановлению. То есть сноса не будет. По предварительным оценкам, дом может быть восстановлен и угрозы обрушения его нет» - заявили Кондратьев (цитата по РБК).
Назывались даже сроки завершения работ. Более 7 тысяч квадратных метров власти обещают отремонтировать «в беспрецедентно сжатые сроки» - в мае 2023 года. Кондратьев назвал ситуацию «сложной»: «С двух сторон жилые подъезды, поэтому главное — соблюсти все меры безопасности».
«Мы категорически против восстановления. Восстановить… Это, смешно, конечно. Это слово мне в данной ситуации непонятно. Заново отстроить - это понятно, а восстановить - нет. Мы хотим жить в нормальных условиях, в нормальных помещениях, чтобы не боятся за своих детей и за их жизни. Там все перекрытия «поехали». Я уже не говорю про масштаб разрушений, запах гари. Мы сейчас ждем какого-то предложения от местных и региональных властей, но нам пока ничего не сообщали, не предлагали и ничего с нами не обсуждали», - говорит Лариса Загорулько.
«И мы тоже категорически против, чтобы туда возвращаться. К тому же никому из нас еще не показали результаты экспертизы. Мы даже не знаем - подлежат ли эти руины восстановлению в принципе», - добавляет Наталья.
Глава Ейского района Роман Бублик подтвердил «НИ» слова жильцов: экспертизы еще нет. Но буквально сегодня специалисты будут готовы озвучить свои выводы.
«Экспертиза сегодня готова, очень скоро ее результаты будут известны. И краевым департаментом строительства будет принято решение. Пока никакой информации нет у меня. Нам еще информацию не доводили. Я не видел заключения. Ждем. Переживания людей - преждевременны. Людей в беде не оставим и доведем до логического конца. Просто какой путь решения будет принят - будет ясно после получения результатов экспертизы. Как только нам сообщат итоги, как будет завершающий акт экспертизы, я все вам расскажу», - пообещал глава Ейского района.
Люди все идут и идут
Жители небольшого приморского Ейска тем временем продолжают своими силами помогать жильцам из высотки на Коммунистической.
«Уже вечером 17 октября, еще даже не было объявлений о работе волонтерского штаба, люди понесли теплые вещи, продукты, деньги, чтобы передать это все выжившим участникам трагедии. На следующий день ейчане уже стояли в очереди в ДК, где был временно размещен пункт сбора вещей», - рассказала «Новым Известиям» волонтер Татьяна Мищенко.
Горожане до сих пор всем миром собирают жильцам многоэтажки на Коммунистической гуманитарную помощь. «Практически нет такого, чтобы несли по принципу «на тебе боже, что нам негоже». Мы все проверяем и отбираем только те вещи, которые не стыдно отдать. Люди все идут и идут, предлагают помощь, просят списки нужных вещей. И надо еще много. У жильцом из того дома ничего в один миг не стало», - резюмировала волонтер из Ейска.