Росли, растут и будут расти — главный закон крымских цен остается в силе
Последние реагируют на ситуацию стандартно, заверяя население в том, что цены расти не будут. Очередное такое заявление на днях сделал глава Совета министров РК Юрий Гоцанюк, сообщив о подписании меморандума с торговыми сетями о неповышении цен на продукты питания.
Между тем одним из главных эффектов первой волны коронавирусной пандемии для экономики Крыма стало резкое падение оборотов розничной торговли, и без того невысоких, а цены на многие товары первой необходимости на полуострове продолжали расти, вопреки неоднократным заверениям чиновников, что с открытием моста этот процесс как минимум прекратится. Но появление моста никак не изменило ряд факторов, которые раньше влияли на ценообразование.
Крым как часть экономического пространства России подчиняется той же динамике цен, что и другие регионы страны. При этом возможности повлиять на ситуацию своими силами на полуострове очень ограничены. Крупные федеральные торговые операторы в Крым по-прежнему не спешат, в связи с чем уровень конкуренции в рознице на полуострове остается низким, а давно анонсированные проекты строительства оптово-распределительных центров главным образом остаются на бумаге.
Цены с оглядкой на соседа
По данным Крымстата, за восемь месяцев оборот розничной торговли в Республике Крым сократился на 7,7% к показателям января-августа 2019 года. Состоявшийся, пусть и с опозданием, курортный сезон почти не улучшил статистику первого полугодия, когда розница в РК упала на 8,3% — по оценке РИА «Рейтинг», это 64-й показатель из 85 регионов страны. В Севастополе, как видно из того же исследования, ситуация была ещё хуже: розничная торговля за шесть месяцев, два из которых пришлись на относительно жесткий карантин, упала на 10,7% (75-е место в России).
В целом потребительский спрос за семь месяцев, по оценке РИА «Рейтинг», снизился в РК на 11,3% (78-е место в России), в Севастополе — на 5,5% (43-е место). Такое расхождение связано, скорее всего, с тем, что в РК довольно велика доля сельского населения, которое способно обеспечивать ряд повседневных потребностях в продуктах питания вне рынка. В аграрном Краснодарском крае потребительский спрос за семь месяцев тоже сильно упал — на 9,3%, но уровень среднемесячных трат населения в любом случае оставался достаточно высоким. На Кубани за этот период он составлял 28,8 тысячи рублей, в Севастополе — 19,8 тысячи рублей, в РК — всего 17,2 тысячи рублей, что также является одним из худших показателей по регионам.
В хвосте регионального списка РК и Севастополь находятся и по удельному обороту розницы на душу населения. В первом полугодии этот показатель составлял 62,2 тысячи рублей для РК и 64,2 тысячи рублей для Севастополя при среднероссийском уровне 103,4 тысячи рублей. Хуже обстоит дело только в экономически отсталых республиках Северного Кавказа и Сибири, а также в Мордовии и Чувашии.
Определяющим фактором для подобной ситуации по-прежнему остается разрыв между уровнем доходов и уровнем цен. Как видно из сравнения данных органов статистики Крыма и Краснодарского края, по ряду ключевых товарных позиций — мясо, молоко, сливочное масло, сахар, водка — крымские цены остаются заметно выше кубанских при явно несопоставимых уровнях доходов жителей.
Примечательно, что особенно выражена эта тенденция не в крымских столицах — административном Симферополе и курортной Ялте, а в периферийной Керчи, которая к тому же логистически гораздо ближе к материку, чем остальные города полуострова. Сравнение с такой же приморской периферией Краснодарского края — городом Ейском — показывает, что стоимость жизни в Керчи существенно выше, а качество жизни гораздо хуже — в отличие от вполне успешного туристического и транспортно-логистического центра Ейска, Керчь остается одним из самых депрессивных городов Крыма.
Кроме того, легко заметить, что цены в Краснодарском крае и Крыму подчиняются одному и тому же направлению колебаний. В приведенных в таблице сравнениях нет ни одного случая, когда в одном регионе цены бы повышались, а в другом снижались — и наоборот. Различается лишь динамика, которая далеко не всегда складывается в пользу Крыма — с начала года на полуострове быстрее, чем в Краснодарском крае, дорожали мороженая рыба, сливочное масло, сахар, рис, водка.
При этом достоверность официальной статистики явно вызывает сомнения у специалистов отраслей, связанных с торговлей.
«Цены в Крыму на крупы, молочную и мясную продукцию и т.д. в среднем на 15-30 процентов выше, чем в Краснодаре, — говорит руководитель севастопольского филиала московской транспортной компании «Байкал-Сервис ТК» Вера Малкова. — Мебель, автомобили и строительные материалы дороже процентов на 30, а, например, магазинов брендовой одежды на полуострове нет совсем. Неудивительно, что большую часть тех же стройматериалов в Крым везут из Краснодарского края: жители либо едут сами, либо нанимают “частников”».
Особо отличились, как обычно, цены на нефтепродукты. В этом году цены на горючее в Крыму и Севастополе вновь галопируют, что некоторые наблюдатели связывали именно с фактором открытия железнодорожной части моста, подозревая операторов АЗС в искусственном повышении цен для дальнейшего их чисто символического снижения.
В июле заправщики, вновь объясняя повышение цен ростом стоимости горючего на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, действительно объявили о снижении цен на бензин на рубль в рамках соглашения с руководством РК. Но впереди у операторов АЗС был «хлебный» туристический сезон — в августе поток автотуристов по Крымскому мосту вырос год к году на 40%.
Вне зависимости от того, насколько состоятельная гипотеза о преднамеренном повышении стоимости топлива, результат, как говорится, на табло — цены на бензин в Крыму с начала года выросли на 4-7%. В сравнении с Краснодарским краем горючее стоит на 2-4 рубля дороже, если судить по средневзвешенным данным статистики, а непосредственные наблюдения показывают ещё больший разрыв. Стоимость топлива не изменилась: как была до открытия моста в среднем на пять рублей дороже, чем на материке, так и осталась, констатирует Вера Малкова.
В регулярном исследовании РИА «Рейтинг», посвященном доступности бензина (определяется количество бензина АИ-92, которое можно купить на среднюю зарплату в регионе), в июле РК заняла 65-е место в России, Севастополь — 55-е место. Это несколько лучше, чем позиции в аналогичных предыдущих исследованиях, но по абсолютному значению цен и их динамике Крым вновь оказался в одной компании с удаленными от «большой земли» регионами Дальнего Востока.
К этой группе регионов также примыкает Дагестан, где, как и в Крыму, отсутствуют федеральные сети АЗС, что вновь напоминает о принципиальном для ценообразования факторе местечкового монополизма. Для сравнения, в Краснодарском крае, где конкуренция между заправщиками традиционно высока, рост стоимости горючего с начала года оказался не выше 2%.
Все тот же монополизм, только с мостом
Эксперты как на полуострове, так и материке в целом единодушны в оценке причин описанной ситуации.
Отсутствие материковых розничных сетей и представительств крупных российских компаний, работающих на потребительских рынках, — это очень актуальный вопрос крымского ценообразования, подчеркивает Вера Малкова:
«Торговые сети типа “Магнита” и “Пятерочки” в Крыму и Севастополе не работают, поэтому местная розница продает потребительские товары дороже, чем на материке (самой дорогой сетью считается “Новус”, самой бюджетной – “ПУД”). После открытия моста снижение цен произошло только на транспортные услуги, потому что у грузоперевозчиков из расходов ушли 38 тысяч рублей затрат на паромную переправу (по 19 тысяч в каждую сторону), но по большинству товаров, на мой взгляд, ценовая политика существенно не изменилась».
Открытия транспортного перехода через Керченский пролив ждали тысячи крымских предпринимателей, надеясь, что это повысит посещаемость полуострова и снизит транспортные издержки, напоминает столичный эксперт Алиса Храмова, кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и торгового дела Университета «Синергия». Но, вопреки ожиданиям, открытие Крымского моста и железной дороги практически не отразилось на стоимости продуктов питания:
«Крупные ретейлеры не работают на полуострове из-за санкций или не видят смысла открывать бизнес в регионе, являющемся логистическим тупиком. Стоимость продуктов в Крыму постоянно растёт, что связано с колебанием курса валют. И хотя в целом цены остаются приемлемыми, информация о том, что цены в Крыму практические такие же, как в Москве, полностью соответствует действительности».
Что касается завышенных цен на топливо в Крыму, то, по мнению Алисы Храмовой, это в первую очередь результат недобросовестного поведения игроков на рынке. В существующей ситуации, отмечает эксперт, крымские топливные компании не заинтересованы пересматривать подход к формированию розничных цен, так как конкурентов у них нет, а стабильный поток потребителей обеспечен. Наиболее действенным решением проблемы, полагает Храмова, будет вмешательство антимонопольщиков, прокуратуры и других компетентных органов с целью проверки наличия признаков картельного сговора и обоснованности установленной стоимости — в ином случае ожидать снижения цен на горючее не приходится.
«Подорожание бензина и проезда в общественном транспорте в Крыму выглядит парадоксально, — отмечает Алиса Храмова. — Поскольку в России бензин собственного производства и потому дешевле, чем на Украине, крымчане ожидали его удешевления. Но снижение расходов на доставку топлива за счет строительства моста, а потом и грузового железнодорожного сообщения никоим образом не отразилось на рознице. При средней цене АИ-92 в 46 рублей за литр и АИ-95 в 52 рубля в Крыму, всего в нескольких километрах от Крымского моста, в Тамани, это же топливо стоит 44,4 и 48,5 рубля соответственно».
Прошлогоднее снижение топливных цен в Крыму некоторые наблюдатели действительно связывали с активностью антимонопольных органов. В начале нынешнего года руководитель УФАС по РК и Севастополю Евгений Костюшин в интервью «КП-Крым» с удовлетворением отметил, что за пять лет с момента присоединения полуострова к России разница в цене на горючее между Краснодарским краем и Крымом никогда не была такой небольшой — 1-1,5 рубля максимум. «Ожидается, что с введением железнодорожной части моста цена на бензин уже будет отличаться на копейки, а не на рубли», — заявил главный антимонопольщик Крыма.
Но в реальности ситуация развивалась в точности до наоборот, и если судить по недавним высказываниям руководства ведомства, то особых поводов для беспокойства в федеральном центре не видят. В конце августа заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский в интервью ТАСС отметил, что снабжение Крыма горючим «сейчас стабилизируется, поскольку теперь есть железнодорожное сообщение», поэтому все усилия ведомства переключились на субсидирование поставок топлива на Дальний Восток. Между тем в июле, если судить по упомянутому выше исследованию РИА «Рейтинг», стоимость литра АИ-92 в Крыму превышала аналогичные показатели в Амурской области, Приморском, Хабаровском и Забайкальском краях.
ОРЦ по-прежнему в проекте
Тем не менее, определенные ниши снижения цен эксперты уже наблюдают. В частности, Павел Сигал, первый вице-президент предпринимательской ассоциации «Опора России», отмечает, что после запуска моста на полуостров стало поступать больше сельскохозяйственной продукции, гаджетов, одежды, что привело к снижению стоимости этих категорий товаров в пределах 5-7%.
«Механизмы воздействия на розничные цены в социально значимых сегментах у властей Крыма и Севастополя имеются – для этого необходимо формировать крепкое взаимодействие с местными сельхозтоваропроизводителями и регулярно проводить ярмарки в крупных и малых населенных пунктах, позволяя фермерам реализовать товар бесплатно или за небольшую посильную плату. При этом нужно активно рекламировать подобные мероприятия и соблюдать на них все санитарные условия», - утверждает Сигал.
Одним из принципиальных для снижения цен в Крыму механизмов уже давно называется строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ), благодаря которым может сократиться зависимость полуострова от материковой логистики. В этом году несколько заявленных ранее подобных проектов, кажется, сдвинулись с мертвой точки.
Например, в марте появилась информация о том, что под Симферополем началось строительство крупного нового рынка общей площадью 30 тысяч кв. метров, на территории которого будут находиться офисные и складские помещения, овоще- и фруктохранилища и другая инфраструктура. Одновременно власти Севастополя сообщили о планах разместить ОРЦ на участке в районе Камышового шоссе.
В начале года после встречи с Владимиром Путиным, на которой крымским властям была поставлена на вид тема высоких цен на полуострове, глава РК Сергей Аксенов анонсировал еще один проект ОРЦ. Местом расположения логистического комплекса емкостью хранения около 20 тысяч тонн был выбран поселок Октябрьское Красногвардейского района, где правительство республики собралось выделить 20 гектаров земли частному оператору.
Спустя несколько дней президент России поручил правительству РФ до 1 мая принять решение о поддержке строительства в Крыму ОРЦ с софинансированием из федерального бюджета до 20% его стоимости. После чего в середине марта стало известно, что проектом нового ОРЦ займется розничная сеть «ПУД», которая ассоциируется с кубанской компанией «Агрокомплекс», принадлежащей семье экс-министра сельского хозяйства РФ и бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева.
Однако на данный момент ОРЦ как таковых в Крыму не существует, констатирует Вера Малкова, добавляя, что разговоры о строительстве такого на севастопольском Камышовом шоссе на площади в 10 гектаров на данный момент приостановились.
«Возможно, появление таких ОРЦ будет способствовать снижению цен, - полагает представительница логистического бизнеса. - С точки зрения логистики Севастополь - тупиковый город, и цены в нем даже по сравнению с Симферополем выше на 5-9 процентов. Конечно, все крымчане ждали, что с открытием моста цены в Крыму и Краснодаре сравняются, однако этого не случилось и объективно не могло случиться – цены на полуострове всегда будут выше! Но хотелось бы, чтобы разница все же не была столь существенной и варьировалась в пределах 15 процентов, потому что 30 процентов - это явно перебор. Теперь остается ждать полного запуска железной дороги - возможно, это позволит как-то оптимизировать цены».
Читайте по теме: Крыму не стоит рассчитывать на дешевые продукты
Николай Проценко
Фото: pixabay.com