Священное дерево защитили полимеры
Друзья, знаете ли вы, что на Таттинской земле между селами Черкех и Туора-Кюель расположилась единственная сохранившаяся в Якутии родовая управа, ныне – охраняемый государством музейный комплекс? Лично я узнала об этом лишь недавно.
Кортик от царя
Этот алас принадлежал родственникам известного сказителя-олонхосута Николая Тихоновича Абрамова. Несколько князцов, в совокупности более полувека управлявших наслегом, принадлежали к роду Абрамовых, а сам Николай Тихонович в 1848 году за успешный сбор ясака получил высочайшую награду – кортик от самого царя. Имя награжденного, название наслега, год вручения – все указано на деревянном ящичке, где хранился кортик. Мне он достался по наследству от деда Семена Ефимовича Егорова, чья слава сказителя тоже шагнула далеко за пределы улуса.
Как кортик Абрамовых оказался у него, поначалу было для меня загадкой. Но впоследствии я узнала, что царский кортик он получил от своего дяди по отцу Егорши Егорова, которому его отдал сам Абрамов – по всей видимости, из-за того, что прямых потомков у него не осталось, а Егорша был ему сродни. Однако в прежние времена о таком родстве предпочитали не распространяться.
Кортик этот я передала руководителю Черкехского музейного комплекса Николаю Ефимовичу Попову, и, видимо, в благодарность за это в августе нынешнего года он пригласил меня в свой родовой алас, куда как раз направлялась экспедиция ученых с целью реставрации священного древа Аал Луук.
«Отцы» морозостойких полимеров
Руководителем группы был кандидат технических наук, доцент кафедры физики твердых тел СВФУ, руководитель лаборатории по изучению морозостойких полимеров Сергей Арианович Кузьмин, чьи изобретения уже сейчас служат людям. Он – представитель известного олекминского рода Кузьминых, а с ним был один из его пятерых детей – сын Дима, закончивший 11-й класс.
С ними был и довольно известный ученый, старший преподаватель кафедры физики Дмитрий Алексеевич Красильников, генеральный директор научно-производственной компании ООО «Протего».
Как выяснилось, эти очень культурные, интеллигентные люди давно занимаются усовершенствованием различных материалов – дерева, кирпича, бетона, даже железа: добавляя в них полимеры, делают их прочнее и долговечнее.
От «сибирки» до часовни
Сама природа нам благоволила, порадовав хорошей погодой. Николай Ефимович, замечательный экскурсовод, познакомил нас с достопримечательностями этого великого во всех смыслах аласа. Перво-наперво покормив землю оладьями с маслом и выразив ей тем самым свое почтение, мы прошли мимо бревенчатых юрт к так называемой «сибирке», куда в былые времена людей сажали за разные провинности.
Рядом увидели впечатляющих размеров емкость, в которой некогда запасали и замораживали тар – разновидность простокваши. В отдалении возвышалось весьма основательное строение, где наслег хранил зерно – зернышки и сейчас можно разглядеть между бревнами.
А поблизости располагается поросший деревьями холм, где любил отдыхать Петр Алексеев – рабочий-революционер, отбывавший здесь ссылку. Жил он на соседней сопке. Бревенчатая юрта политссыльного – ныне музей, где бережно хранятся его личные вещи, а на стендах представлена информация о короткой, но яркой жизни хозяина. Николай Ефимович рассказывал о нем вдохновенно, и мы узнали многое – например, что камелек и русскую печку с духовкой он сложил собственноручно.
Дальше, за деревьями, также на холме стоит часовня, колокол для которой раздобыл Николай Ефимович. Возле часовни – хорошо ухоженная могила Петра Алексеева.
«Амокор» спасёт святыню
И вот после посещения всех этих достопримечательностей мы подошли к конечной цели нашего путешествия – священному древу, вокруг которого установлена ограда. Примерная дата установки – XVIII век. Сработано по заказу Михаила Абрамова известнейшим в свое время мастером Амосом Софроновым, работавшим у баев Оросиных.
До наших дней священное дерево Аал Луук дожило, утратив лишь несколько ветвей, и Николай Ефимович договорился с ытык-кюельскими предпринимателями Арианом Ивановичем и Прасковьей Николаевной Гороховыми и нашими учеными, что они приедут и укрепят при помощи своего полимерного состава не только само древо, но и три особо значимые коновязи. Обработанное этим составом дерево невосприимчиво к грибку и не трухлявеет, становится похожим на железо. Называется вещество «Амокор», а приобрести его можно на Строительном рынке в Якутске, что очень кстати, ведь в защите нуждаются не только старинные достопримечательности, но и дома, в которых мы живем, и различные хозяйственные постройки. Спасибо людям науки за такое замечательное средство! Думаю, что нелишним будет установить у дерева и табличку об этом.
Осталось только добавить, что в Туора-Кюеле все дышит уважением к своим корням. Бережное отношение к памяти предков, к истории видно любому, кто побывал у них в гостях, и в этом большая заслуга главы наслега Олега Дмитриевича Осипова.
Без прошлого нет будущего. И в тот чудесный августовский день, который я запомню надолго, я еще раз в этом убедилась.
Ветеран педагогического труда, обладатель звания «Учитель учителей» Альбина Лопатина, село Ытык-Кюель.
Перевод: Кюннэй Еремеева.