ВЭБ.РФ: проекты социального воздействия. Итоги пяти лет
#491476_300_d#
#491479_300_d#
#491475_300_d#
#491480_300_d#
#491477_300_d#
#491478_300_d#
Госкорпорация «ВЭБ.РФ» подвела предварительные итоги пятилетней пилотной программы реализации проектов социального воздействия. Для этого на базе пространства «Городские лаборатории» собрались представители ВЭБ.РФ, федеральных министерств, а также бизнеса — всех, кого коснулся пилотируемый инструмент. Тема обсуждения звучала так: «Повышение привлекательности проектов социального воздействия для инвесторов».
Больше не пилот
Как напомнил К. В. Вышковский, заместитель председателя ВЭБ.РФ, период пилотной апробации проектов социального воздействия начался в 2019 году. Институт развития стал оператором программы, и, по мнению зампреда, накопленная за годы реализации практика позволяет признать механизм успешным. «В этой связи мы посчитали возможным выйти с инициативой в Минфин России о нормативном закреплении этого механизма в бюджетном законодательстве с 2025 года в качестве постоянно действующего», — сообщил он. Работа по формированию нормативной базы еще ведется, поэтому для совершенствования этого механизма необходим обмен профессиональными мнениями и практикой.
Минфин России, как ведомство, которое обеспечивает методологическое сопровождение пилотной апробации ПСВ, еще в 2019 году поддержал инициативу корпорации по внедрению нового инструмента финансирования социальных задач. «На мой взгляд, ВЭБ.РФ в этом проекте очень ярко реализовал свою функцию института развития, который формирует новые механизмы и инструменты. 12 проектов за пять лет — это больше, чем изначально планировалось», — отметил заместитель министра финансов Российской Федерации А. М. Лавров.
Лавров также отметил, что переход от апробационного режима к плановому использованию ПСВ возможен, поскольку уже сложилось понимание механизма его реализации. Необходимо встроить их в постоянное регулирование, и один из вариантов — включить ПСВ в федеральный закон о социальном заказе, которому с 2025 года планируется придать статус постоянно действующего.
Основные результаты
Управляющий директор агентского блока ВЭБ.РФ М. Г. Волкова напомнила, что собой представляют проекты социального воздействия. По ее словам, это инструмент, который позволяет частным инвесторам решить стоящую перед регионом социальную задачу, вложив в ее решение собственные средства (рисунок). Инвестор получает возврат инвестиций за счет субсидий из регионального бюджета. Учитывая, что возврат инвестиций происходит только при достижении социального эффекта, когда регион получает заранее оговоренный результат, мотивация участия региональных властей в ПСВ очевидна.
С инвесторами немного сложнее, поскольку весь риск нереализации проекта и, соответственно, риск невозврата инвестиций лежит на них. По словам Волковой, мотивация инвестора участвовать в проектах или нет может быть разной. Опыт уже реализованных ПСВ показывает, что за счет участия в проекте инвестор, как правило, стремится реализовать свою социальную повестку или решить социальную задачу в регионе присутствия и тем самым популяризировать свою деятельность (таблица 1). В этих случаях источником финансирования выступают те денежные средства, которые организация запланировала на благотворительную деятельность.
#491483_300_d#
Таблица 1. Преимущества проектов социального воздействия
Инвесторам
Регионам
НКО
Сферы реализации
1. Инвестиции в системные изменения социальной сферы
2. Инструмент реализации ESG-повестки
3. Доходность наряду с социальным эффектом
1. Расходы бюджета только при достижении социального эффекта
2. Новые подходы к решению социальных задач
3. Внебюджетные средства в социальной сфере
1. Источник финансирования
2. Системное внедрение и масштабирование практики
3. Новые компетенции
• Социальное обслуживание
• Здравоохранение
• Образование
• Занятость
• Спорт
На сегодняшний момент в девяти субъектах РФ реализуются 12 проектов. Как отметил директор агентского блока ВЭБ.РФ, руководитель направления развития проектов социального воздействия И. М. Чернов, четыре из них уже успешно завершены, а пятый находится в стадии завершения. Сумма инвестиций составила почти 450 миллионов рублей, а грантов, которые будут предоставлены из бюджета по итогам успешной реализации проектов, — 485 миллионов рублей.
Большинство ПСВ реализуются на Дальнем Востоке. По словам замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Э. Р. Нургалиевой, макрорегион — традиционная территория пилотирования новых режимов. Минвостокразвития России, Корпорация развития Дальнего Востока и дальневосточные регионы открыты новому и готовы участвовать в пилотах. «В дальнейшем мы готовы поддерживать программу. С точки зрения ценности и логики структуры мы приветствуем такие проекты и можем их тиражировать», — сказала она.
Проблематика ПСВ в ДФО
Ключевая задача Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики демографическая, то есть сохранение и рост численности населения ДФО. А это возможно только за счет роста заработной платы и создания для людей таких условий для жизни, которые будут не хуже, чем в других регионах.
#491484_300_d#
«У нас есть специфические проблемы: большая протяженность, удаленные населенные пункты, малонаселенные территории. В связи с этим нам требуется специальное решение. И я вижу, что ПСВ своим целеполаганием подходит для наших задач», — отметила Нургалиева. Она также подняла несколько проблем, связанных с реализацией ПСВ в макрорегионе. Так, здесь нет ни одного проекта, в который бы был вложен частный капитал. По словам замминистра, в проекты на Дальнем Востоке вкладываются, как правило, средства госкорпораций, в частности ВЭБ.РФ, Почты России (таблица 2).
«Инвестиции подразумевают получение дохода. Но, сравнив то, сколько было вложено с 2019 года и сколько инвесторы сегодня получили, можно увидеть, что положить эти же деньги на депозит было бы гораздо эффективнее. Поэтому на самом деле доходности нет, а проекты социального воздействия являются непрямыми инвестициями», — отметила замминистра.
Одна из самых больших ценностей ПСВ состоит в том, что к исполнению проектов привлекаются некоммерческие организации. Таким образом ПСВ дают возможность вовлечь в работу тех, кто пришел в социальную сферу в соответствии с внутренними ценностями, по велению души. Именно они способны в экспериментальном режиме доказать улучшение качества социальных услуг, провести экспертизу результатов реализации проекта.
В качестве примера Нургалиева привела Якутию, которая привлекла для ухода за людьми с ограниченными возможностями здоровья профессиональные НКО, занимающиеся этим видом услуг в нескольких регионах. В итоге половина подопечных из ситуации содержания перешла к самостоятельной жизни. «Достичь такого результата не удавалось ранее ни в муниципальных организациях, ни в региональных, потому что не было такой цели, — подчеркнула Нургалиева. — Привлекая профессионального социального оператора, регион перенял успешную практику и теперь тиражирует ее в нескольких муниципалитетах. Это огромный результат! Есть понятный исполнитель с экспертизой, которую в дальнейшем можно использовать при масштабировании».
ПСВ — это другое
«ПСВ — это не инвестиции в классическом понимании слова, — согласился управляющий директор бизнес-блока ВЭБ.РФ С. А. Евдокимов. — Возвратности средств с какой-то нормой рентабельности ждать не стоит. Просчитать риск возврата инвестиции крайне тяжело — и судя по опыту, который был уже накоплен, получение прибыли скорее уникальный случай».
По мнению Евдокимова, справедлив тезис и о том, что есть необходимость в исполнителе, который в силу своего опыта, профессиональной направленности, личностных факторов может заниматься той или иной задачей. С большой долей вероятности, если оператор не достигнет 100-процентного успеха, то получит важный опыт и сумеет существенно продвинуться в решении поставленной задачи.
Эксперт отметил, что у всех уважающих себя компаний есть социальные проекты. «И я поддержу тезис о том, что, конечно, проще просто отдать деньги на благотворительность. И желательно, чтобы это было что-то материальное, простое, что можно потрогать. ПСВ — это совсем не про это, а про устойчивое развитие, соблюдение принципов ESG, про работу на перспективу», — добавил Евдокимов.
По его словам, социальные программы в основе своей невозвратные. Что касается ПСВ, то возврат средств возможен. И в этом большое преимущество таких проектов для инвесторов, которые в любом случае занимаются благотворительностью, не подразумевающей доходности. Более того, проблемы, которые решают ПСВ, крайне важны и чувствительны для любого региона.
Социальные программы в основе своей невозвратные. Что касается ПСВ, то возврат средств возможен. И в этом большое преимущество таких проектов для инвесторов, которые в любом случае занимаются благотворительностью, не подразумевающей доходности
Подводя итоги сессии, замминистра финансов Лавров отметил, что, действительно, в рамках реализации механизма не стоит называть институты развития и корпорации с КСО инвесторами. Это скорее социальные партнеры.
«Принципиальный вопрос, который необходимо решить, — должна ли быть доходность или нет, — подчеркнул Лавров. — Проекты сочетают гранты, субсидии, госконтракты, в том числе офсетные. У субсидий и грантов доходности быть не может. Так и с ПСВ. Сегодня ПСВ — это пилотный проект, он и должен был выявить проблемы, а дальше все в наших руках».
Справочно
Проект социального воздействия (ПСВ) — это комплекс мероприятий, которые направлены на достижение измеримого социального эффекта в жизни конкретных людей, например повышение успеваемости школьников на определенной территории.
Последовательность реализации проекта следующая:
инвестор (как правило, это крупные предприятия) финансирует реализацию проекта и получает грант из бюджета в случае успеха;
исполнитель (чаще это НКО) реализует мероприятия по достижению социального эффекта;
оператор (институт развития) помогает структурировать проект, привлекает независимого оценщика, мониторит достижения эффектов реализации проектов.
Социальными бенефициарами ПСВ являются граждане, в чьих интересах реализуется проект. В случае успешной реализации проекта социального воздействия государство в лице уполномоченного органа власти субъекта выплачивает грант инвестору и получает доказавшую эффективность технологию.
Нормативная база:
постановление Правительства РФ от 21 ноября 2019 года № 1491 «Об организации проведения субъектами РФ в 2019–2024 годах пилотной апробации проектов социального воздействия»;
распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2023 года № Р-1337 «Об утверждении Регламента принятия ВЭБ.РФ решений об осуществлении функции оператора проектов социального воздействия»;
распоряжение Правительства РФ от 23 декабря 2021 года № Р-1086 «Об утверждении порядка проведения мониторинга и итоговой формы отчета».
М. С. Михайлова