«Мамы оберегают, пап у многих нет. А тут мужские разговоры, шуточки. На занятиях со старшими могу ляпнуть такое, чего по телевизору не услышишь. Я ж в автосервисе работал, – рассказывает наставник инклюзивного центра занятости «Пространство равных возможностей» Павел Харсеев. – У нас есть парень, живет с бабушкой. Ему чуть за 20, но рассуждает как старушка. А все потому, что круг общения ограничен. Им нужно вырываться из дома». «Главная проблема людей с ОВЗ – социальная изоляция, – уверена председатель общественной организации «Перспектива» Тамара Харсеева. – До 18 лет их много где принимают, они куда-то ходят, занимаются, а после 18 – сидят в четырех стенах. Организаций, которые работают с совершеннолетними, единицы. В нашем центре молодежь не только получает необходимые навыки, но и общается со сверстниками, в том числе с волонтерами – студентами медакадемии».
«Знаете, как было? Два месяца у нас не шло гончарное дело, ничего не получалось. А когда приехали девчонки-волонтеры, красивые, с ароматом духов, у ребят появилось вдохновение, обнаружился талант», – добавляет Павел.
Печатное дело
В начале осени в инклюзивном центре установили типографское оборудование. Теперь здесь печатают книги, пособия и раскраски. Трудятся 5 человек. Денис Зезиков, к примеру, освоился за неделю. Мог бы и быстрее, но мешал сильный тремор.
«Когда сидишь дома, ничего не делаешь, начинаешь сходить с ума, – говорит молодой человек. – Тогда я прихожу сюда и занимаюсь ламинацией. Уже научился, уже понравилось. Сделал учебник, по нему будут учиться дети. Я не педагог, от меня толку немного, но свой вклад в образование все-таки внес. Это здорово!»
В дальнейшем ребята планируют выпускать широкий ассортимент продукции – блокноты, книги, календари, афиши, дипломы, благодарственные письма…
Тамара Харсеева также является региональным руководителем федерального проекта «Про нее», направленного на помощь мамам, которые воспитывают особенных детей. В его рамках жительницы Воронежа могут передохнуть от домашних дел, посетить занятия по йоге, выделить время на творчество, получить консультацию психолога или юриста.
«Типография открылась при поддержке Сергея Чижова. Я обратилась к нему, зная, что он помогает общественным организациям в решении многих социальных проблем, – вспоминает Тамара Харсеева. – Так у нас появилось необходимое оборудование. Работать на нем получалось далеко не у всех, но при помощи наставника ребята справились. Печать заинтересовала многих. Теперь у нас очередь в типографию, так как это не только новые навыки, но и возможность помочь другим людям».
Долгие годы Сергей Чижов оказывает содействие организациям Воронежской области, объединяющим людей с ОВЗ. При его участии Государственная Дума совершенствует законодательство, направленное на решение социальных проблем инвалидов, расширение мер госпомощи и формирование безбарьерной среды.
Поддерживаемое трудоустройство
Хорошим подспорьем для людей с ограниченными возможностями здоровья стали изменения, внесенные в закон о квотировании. Раньше квота считалась выполненной, если работодатель просто заявлял о ней на определенных ресурсах. Теперь обязательным условием стало заключение трудового договора. То есть компания не просто объявляет о своей готовности взять специалиста с инвалидностью, но и действительно трудоустраивает его.
«Мы вошли в реестр организаций, которые работают по альтернативному квотированию. На данный момент трудоустроены 6 ребят, – подчеркивает руководитель «Перспективы». – Это федеральная программа, которая нужна и нам, и бизнесу. Мы помогаем компаниям закрыть квоты, а они платят ребятам зарплату. Трудоустраиваем на должности, которые по силам нашим воспитанникам – помощниками мастеров, разнорабочими, администраторами, уборщиками. «Перспектива» принимает людей с ОВЗ, обеспечивает работой и предоставляет отчет. Финансовая составляющая, в том числе налоги, лежит на бизнесе».
Ребят, занимающихся в центре, такое положение дел устраивает. Они приходят в знакомое место к знакомым людям, при необходимости могут сделать перерыв или проконсультироваться с наставником и, главное, заработать пусть небольшие, но деньги. Денис Зазиков, к примеру, трудится помощником гончара. Перед лепкой готовит глину – режет, разминает, раскатывает, а после – убирает кабинет.
«Здесь им легче, чем на открытом рынке труда, – уверена Тамара Николаевна. – Хотя, если была бы возможность, мы вышли бы и туда. Хотелось бы, чтобы в обществе принимали таких людей. Они могут выполнять несложные задания при поддержке наставников – это так называемое поддерживаемое трудоустройство. Потому что при ментальных нарушениях память функционирует по-другому. Человек может просто забыть навыки, которые закрепил накануне».
Вопрос сбыта
В инклюзивном центре занятости «Пространство равных возможностей» занимаются 49 ребят. Дети и подростки – от 8 до 18 лет, а также молодежь – от 18 до 35. У большинства из них ментальные нарушения – синдром Дауна, синдром Вильямса, РАС, умственная отсталость, задержка психоречевого развития…
Помимо типографии здесь есть уроки по шитью, вязанию и рисованию. Ребята с удовольствием делают игрушки и сувениры. Осваивают гончарный круг.
«Конечно, не все так просто. Круг – это грязь, а дети с расстройством аутистического спектра такое не любят. Попробовали, не понравилось, остановились на ручной лепке. Однажды месяц бились над свистулькой. Там надо прижать два раза. Один раз выходит, второй – нет. Не получается! Мелкая моторика развита не у всех, – делится Павел Харсеев. – А еще тремор. Я придумал специальное устройство – помогатор – для фиксации руки. Крепится на край стола. С ним стало полегче».
В прошлом году Павел Харсеев вошел в число лучших наставников для молодых людей с инвалидностью. Он помог своему воспитаннику научиться ремонтировать подвесной потолок и освоить оборудование в сувенирной и гончарной мастерских.
В каждой группе – не более 5 человек с разными нозологиями. Это необходимо, чтобы процесс обучения был эффективным. Если что-то не получается, ребята расстраиваются. Но когда удается добиться желаемого – улыбка долгое время не сходит с их лиц.
За время работы инклюзивного центра его воспитанники научились многому. Они делают статуэтки, значки, кружки, футболки... Осталось решить вопрос со сбытом, найти пути реализации. Пока эту продукцию можно приобрести лишь на благотворительных ярмарках.
Помощь, которая не всегда уместна
«Сейчас общество более лояльно к людям с инвалидностью, но впереди еще долгий путь, – считает Тамара Харсеева. – Мы стали осведомленнее. Ребенок в коляске, к примеру, уже не вызывает столько вопросов. Прохожие не думают, что родители просто разбаловали свое дитя. Мы должны помнить, что есть люди с особенностями развития, они рядом с нами, их не надо бояться. Наши ребята посещают школы, колледжи, вузы, рассказывают, кто они, чем занимаются. Я уверена: инклюзия должна быть подготовленной. Кто-то учится в обычной школе, кто-то в коррекционной, у кого-то надомное обучение. Каждый случай индивидуален. Комфортно должно быть и ребятам с особенностями развития, и их нормотипичным сверстникам. Без перегибов».
В инклюзивном центре занятости ребята получают и оттачивают навыки, проходят профориентацию, чтобы в дальнейшем попытаться найти работу.
Ребят с ОВЗ необходимо принимать как равных и не навязывать свою помощь, подтверждают воспитанники инклюзивного центра. Возможно, она им в данный момент просто не нужна.
«Один идет, другой едет в коляске, третий движется при поддержке четвертого. Все мы спешим по своим делам, – объясняет руководитель «Перспективы». – Но если вы видите: что-то случилось, подойдите, поинтересуйтесь, нужна ли помощь? Такое поведение будет корректным».
Задать вопрос депутату можно в режиме онлайн. Сергей Чижов в соцсетях
https://chizhov-s-v.ru/card/