«О Тебе радуется, Благодатная…»
На следующий день после Рождества Христова, 8 января по новому стилю, празднуется Собор Пресвятой Богородицы – Святая Церковь прославляет Пречистую Деву, послужившую Тайне Боговоплощения.
Установление празднования Собора Пресвятой Богородицы относится к древним временам христианской Церкви. Указание на этот праздник содержится в 79-м правиле VI Вселенского Собора, который состоялся в 680–681 годах.
Епифаний Кипрский, святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Христу с хвалой родившей Его Деве Марии.
Ни одна религия мира не подняла женщину на такую высоту, как христианство. В древнем мире, в котором женщина считалась по положению где-то между домашней скотиной и рабом, именно последователи Христа сначала провозгласили, что для Бога человеческий пол не имеет значения. А потом поставили Матерь Иисуса на головокружительное место: «Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим – так назвали христианские поэты эту Женщину, – Честью выше Херувимов и более славную, чем Серафимы». Даже католическая схоластика средневековой Европы ничего не смогла сделать с этим светлым образом Жены, «облеченной в Солнце». Пусть мракобесы шептали по углам, что «женщина – сосуд дьявола», но в каждом готическом соборе, в каждой церквушке верующего встречал светлый лик Мадонны. На православном Востоке и в России писались такие иконописные изображения Богородицы, что перед ними замирало самое черствое сердце. Именно из этих образов черпали вдохновение первые художники итальянского Возрождения.
Достаточно взглянуть на лик Богоматери «Владимирская», чтобы осознать, какая пропасть разделяет языческое и христианское отношение к проблеме разделения пола. Лики Богоматери – человечны, близки и теплы. И сквозь эту человечность, близость и понимание сияет Тихий Свет Богоприсутствия. Ведь человек – неважно, мужчина он или женщина, свят не сам по себе. Не сам по себе он замечателен и хорош. В нем живут низменные страсти и клокочут необузданные желания. Но человек может подняться над грязью, грехом и бытом, стать святым. Не сам по себе, не своей силой, а только причастностью к Богу через Христа, через Его смерть и Воскресение.
Тело человека – не темница души, как говорили и писали древние, нет. Человек – храм Божий, он свят Богом, Который пребывает в нем. И эта святость, видение самого прекрасного человека на земле, словно в фокусе, выражено в изображениях Богородицы. Именно за счет причастности Христу Ее человеческое лицо становится ликом. Она стала олицетворением максимальной человеческой святости. Она стала Вершиной и Примером возможного для человека единения с Богом.
Молясь с верой и упованием перед образом Пречистой Владычицы Небесной, мы жаждем укрепления и духовного утешения. Она внимает чаяниям молящихся, и помощь Ее не замедлит.
Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые образы Божией Матери, по преданию, были созданы апостолом и евангелистом Лукой. В календаре Русской Православной Церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Ее образов. Для большого числа из них установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки, иногда акафисты.
С незапамятных времен в минуты страданий при рождении детей, когда смерть так близка, женщины прибегают с особенно горячей молитвой к Спасителю и Пречистой Его Матери. Быть может, поэтому в день Собора Пресвятой Богородицы Святая Церковь совершает празднование сразу нескольким иконам Царицы Небесной. Это и Барловская икона «Блаженное Чрево» – образ, некогда принесенный в Москву из г. Бари, где он находился при гробе святителя Николая, и помещенный напротив царского места в Благовещенском соборе Московского Кремля. И Остробрамская икона. И прославленная дивными знамениями икона «Трех Радостей». И «Пребывающая в Киккосе» икона Божией Матери, именуемая «Милостивая» или «Киккская».
Название еще одной иконы дано по первым словам гимна, посвященного Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная…».
Пресвятая Богородица изображена в райском саду на фоне многоглавого храма – символа Небесного Иерусалима. У подножия трона, на котором восседает Божия Матерь с Предвечным Младенцем, изображен автор гимна – преподобный Иоанн Дамаскин.
Иконография же самого Собора Божией Матери сформировалась в конце ХIII века.
В центре композиции изображается сидящая на троне Богородица с Младенцем на руках. Ее окружают ангелы, пастухи и волхвы. На иконе также изображают прославляющих Богородицу православных гимнографов и Отцов Церкви.
Самая ранняя известная фреска с изображением Собора Пресвятой Богородицы находится в церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). Самая древняя русская икона Собора Пресвятой Богородицы, датируемая концом XIV – началом XV века, происходит из Пскова.
Публикация подготовлена на основе статей
Александра ИЛЬИНСКОГО
и Владимира АНТИПОВА
Портал «Логосъ»
(Рязанская митрополия)