Почему в Смоленске не появилась трибуна оратора Эль Лисицкого
Художник, архитектор, инженер, конструктор книги, создатель ПРОУНов. Сегодня 134-я годовщина со дня рождения Лазаря Лисицкого. Его наследию и биографии посвящена книга белорусского искусствоведа Тятьяны Котович. Новое исследование об уроженце Починка она презентовала перед смолянами.
Из стекла, эретита, прозрачного металла и с мотором. Описание этой конструкции звучит фантастически. И выглядит для своего времени также. Автор проекта трибуны оратора – Эль Лисицкий.
Татьяна Котович, исследователь русского авангарда, автор книги: «Вот еще одна иллюстрация этой трибуны оратора, которую в Европе Лисицкий представлял, макет этот представлял на выставке, на одной из международных выставок. Здесь тоже вот это написано, где это должно быть установлено – в центре Смоленска на Красной площади».
Книга об Эль Лисицком – 43-я в библиографии Татьяны Котович. Она изучает историю русского авангарда, художественную жизнь Витебска, который век назад стал центром революции в искусстве. Казимир Малевич создал арт-объединение «УНОВИС» - Утвердители нового искусства. В октябре 1920 года художники-супрематисты из Витебска приезжали в Смоленск, в филиал УНОВИСа. Вместе с Малевичем и 30-летний Лазарь Лисицкий. Вот они в поезде держат символ нового искусства – черный квадрат. В этот же год Лисицкий сделал первую букву своего имени «Лазарь» псевдонимом.
Для Лазаря Лисицкого Смоленск не был чужим городом. Здесь жил его дед – «шапочных дел мастер». Чтобы Лазарь получил образование в Александровском реальном училище (сейчас в этом здании находится Художественная галерея), его семья переехала из Починка в Смоленск, правда всего на несколько лет.
Жили на Большой Благовещенской, в доме купца Мачульского, мать подавала прошение об открытии шляпного цеха. А после завершения учебы новым местом жительства стал Витебск. Напоминание о смоленских годах художника – этюд, на котором в 1910 году Лазарь Лисицкий запечатлел башню Смоленской крепости. Многие факты биографии художника удалось установить благодаря госархиву. Например, в перечне студентов реального училища, который в 1909 году публиковала газета «Смоленский вестник», есть фамилия художника. Смоленск был небольшой частью жизненного и творческого пути Лисицкого, который определил основы дизайна XX века. Татьяна Котович сравнивает наследие Лисицкого с айсбергом, оценить значение которого целиком мы пока не можем.
Татьяна Котович, исследователь русского авангарда, автор книги: «Он очень многое открыл. Он был в основании того, что потом в дизайне в искусстве XX и даже XXI века уже использовали современные дизайнеры: это касается и пространства, интерьера, это касается выставочного пространства, конечно, это касается фотоколлажа, конечно, это касается плаката».
Трибуна оратора стала знаковым произведением, но где же художники-авангардисты хотели ее установить, ведь ни одна из площадей в Смоленске Красной никогда не называлась? Вероятно, речь могла идти о Молоховской площади (сейчас это площадь Победы). В 1920 году ее переименовали в Красноармейскую. Но в то время в областной газете новое название зачастую сокращали.
Лазарь Лисицкий проучился в Смоленске несколько лет, но до революции, поэтому вряд ли знал новые, советские, названия улиц. Публикации в газете могли ввести его в заблуждение. В 1920 году Молоховская площадь выглядела совсем иначе, нежели сейчас. Не было ни кинотеатра, ни гостиницы, ни типографии, ни универмага.
Проект не был осуществлен. В 30-е годы площадь была полностью перестроена. Но мы можем попытаться представить, как бы выглядел замысел Эль Лисицкого в Смоленске.