"Летят журавли" – особая гордость "Мосфильма". Эта картина – революция в мире кино. Режиссёр Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский создали абсолютно новый взгляд на драматургию кадра. Сложно представить, что их съёмочную группу тогда считали отстающей и даже лишили премии за то, что долго снимали. А Калатозов с Урусевским по-другому не могли: они досконально выверяли каждый кадр, поворот и взгляд. Камера Урусевского умела говорить даже без слов актёра. До них так никто не снимал.
Владимир Климов, кинооператор, народный артист РФ:
– Урусевский мог снимать на одну из двух камер 50-60-х годов, которые у нас есть. Например, на ручную камеру "Конвас" советского производства, на которой он и сделал многие свои выдающиеся открытия. Все говорят, что Урусевский придумал ручную камеру. Он её не придумывал – она существовала, он её сделал героем фильма и эмоциональным соучастником событий. И вторая камера, которой снимались многие синхронные сцены, это камера СК-1.
Тогда, почти 70 лет назад, рядом с уже маститыми Калатозовым и Урусевским работал молодой человек, который только открывал для себя мир кино. Он был не просто свидетелем, но и непосредственным участником съёмочного процесса. Игорь Майоров – звукорежиссёр фильма "Летят журавли".
Игорь Майоров, звукорежиссёр, заслуженный деятель искусств:
– Работая на этой картине, я не понимал, что это особенный фильм. Всё было неожиданным для меня. Знаменитая сцена, где герой Алексея Баталова бежит по лестнице в подъезде, снималась в четвёртом павильоне "Мосфильма", где и была выстроена квартира. Урусевский придумал вращающийся лифт.
Владимир Климов, кинооператор, народный артист РФ:
– Операторский лифт – уникальное сооружение, которое зачем-то на "Мосфильме" потом уничтожили. На нём оператор мог подниматься внутри декорации, одновременно вращаясь. Собственно говоря, это и дало возможность снять пробеги по лестнице.
Игорь Майоров, звукорежиссёр, заслуженный деятель искусств:
– В картине есть пронзительная сцена проводов на сборном пункте. Звучит адрес школы на 2-й Звенигородской улице. На самом деле школа была в Армянском переулке.
Сложная для съёмок сцена та, где есть разговоры и стоит задача записать качественный звук. Но на натуре мы не могли этого сделать, потому что в массовой сцене проводов много народу. А в какой-то момент наступила тишина, и появился какой-то рокот, люди были насторожены. И я подумал, что это в тон сцене. Аппарат был заряжен, я его включил и записал массовку. Поэтому в сцене проводов ощущение напряжённой, большой массы людей.
Сцены на фронте снимали в районе станции "Турист" Савёловского направления. Зима, холод, болото. Готовились к съёмке эпизода гибели Бориса. Осветители тянули огромные диги, помощники оператора прокладывали круговые рельсы с тележкой – ещё одной гениальной придумкой Урусевского.
Игорь Майоров, звукорежиссёр, заслуженный деятель искусств:
– Сцену, где героиня Татьяны Самойловой возвращается в разбомблённый родной дом, где погибли её родители, снимали в домах под снос на Смоленской площади напротив МИДа. В одном из этих домов всё отдекорировали и сбрасывали балки с огнём.
Владимир Климов, кинооператор, народный артист РФ:
– Урусевский рассказывал, что вначале он ставит композицию, а потом просто не смотрит в камеру. Она находится у него в руках, и он ей маневрирует, делая всё интуитивно.
Игорь Майоров, звукорежиссёр, заслуженный деятель искусств:
– Я помню первую премьеру "Летят журавли", которая состоялась на "Мосфильме". Это было безмолвно, мимо меня проходили женщины. У многих из них на глазах были слёзы.