Выдающегося писателя справедливо считают уникальным человеком: учитель, спортсмен, вегетарианец, сапожник. Его широкие блузы с поясом назовут впоследствии "толстовками".
"У меня ни от кого на свете нет никаких тайн! Пусть все знают, что я делаю!" – любил повторять Лев Толстой.
Он жил по собственным правилам, и даже близкие не могли предвидеть очередной поступок или чудачество графа. Когда Толстому исполнилось 67 лет, он узнал про новое, в то время молодёжное, развлечение – велосипед. Управлению "бициклетом", а именно так в России называли безопасный велосипед, обучали в Манеже. Среди первых учеников оказался и Лев Толстой. Он стал одним из завсегдатаев московского Манежа: приходил, садился на прокатный велосипед и учился ездить.
Многие посмеивались над увлечением Льва Николаевича. "На прошлой неделе мы видели его катающимся в Манеже в своей традиционной блузе. Искусство владеть велосипедом графу далось очень легко, и теперь он ездит совершенно свободно", – из московского журнала "Циклист".
Он поражал всех тем, что умел кататься на велосипеде без рук. Иногда происходили и курьёзные случаи. С графом в Манеж ходила некая дама. "Стоит мне представить себе препятствие, как я ощущаю неодолимое к нему влечение и, в конце концов, на него наталкиваюсь. Это особенно относится к той толстой даме, которая, как и я, учится ездить на велосипеде, – вспоминал Толстой. – У неё шляпа с перьями, и стоит мне взглянуть, как они колышутся, я чувствую: мой велосипед неотвратимо направляется к ней…". Дама в ужасе шарахалась, но Толстой с ней иногда даже сталкивался.
Весной 1895 года Толстой приобрёл велосипед английской марки. На то время это была лучшая модель и стоила она целых 210 рублей. Точно такой же велосипед через несколько дней ему преподнесло в подарок Общество велосипедистов. Толстой вернул свою покупку в магазин и попросил обратно деньги.
Владельцам велосипеда полагалось иметь при себе "Билет на право езды по городу", номерной знак, звонок или гудок, фонарь для езды ночью. Чтобы получить билет и номерной знак, надо было явиться со своей техникой в полицию и сдать экзамен. Кстати, номера и билеты выдавались сроком на год. Толстой получил номер 867.
Писатель любил "размяться" на велосипеде. С удовольствием колесил по окрестностям Ясной Поляны, совершая 30-километровые заезды.
Но Толстой был человеком азартным и увлекающимся, и примерно через год велосипед ему надоел и, к радости домашних, он вернулся к писательскому труду. К этому времени в семье было уже три велосипеда. К велосипедным прогулкам Толстой приобщил и своих дочерей.
Чему мы можем научиться у Толстого, в 67 лет освоившего велосипед? Оптимизму, ребяческому настроению и открытости ко всему новому.