Риторический вопрос ребром ставит обозреватель американской газеты Washington Post Чарльз Краутхаммер в своей последней колонке.
Правда, речь там идет об Эстонии. Но, учитывая схожесть исторического прошлого и нынешней ситуации региона, вопрос этот можно экстраполировать на все три балтийские страны.
Президент Трамп не спешит заверить союзников по НАТО в том, что «нападение на одного — это нападение на всех», ну и что с того? «Кто вообще поверит в то, что США действительно начнут воевать с Россией из-за Эстонии, рискуя быть уничтоженными в ядерной войне?» — вопрошает колумнист.
По мнению Краутхаммера, в этом-то, собственно, вся суть. Сдерживание противника — дело невероятно сложное и проблематичное, и шутить с этим нельзя. С одной стороны, это очень похоже на блеф. Сдерживание не дает стопроцентной уверености в том, что другая сторона начнет войну, если вы перейдете красную линию. Но вполне хватает и мизерного шанса на то, что это может произойти на самом деле. По крайней мере, хватало в течение 70 последних лет.
Поэтому лидеры государств делают все, чтобы усилить сдерживание. Краутхаммер пишет, что солдаты, которые во время холодной войны находились в Берлине, или которые сейчас несут дежурство у границы Северной Кореи, находятся там не для того, чтобы отразить вторжение. Они не смогут это сделать — их слишком мало.
Если уж говорить совсем прямо, пишет обозреватель, то они находятся там, чтобы умереть. «Это четкое послание врагу: если ты хочешь напасть на нашего союзника, сначала ты должен убить много американцев. Но после этого мы все начнем против тебя полномасштабную войну”, — поясняет Краутхаммер.
Как раз поэтому все президенты, начиная с Трумэна, регулярно и убедительно выражали поддержку пятой статьи устава НАТО (предполагающую, что нападение на одного участника считается нападением на весь альянс).
Все — кроме Трампа. В своей инаугурационной речи он обозвал союзников США паразитами, которые пользуются щедростью и богатством США. А его советник Ньют Гингрич вообще назвал Эстонию «пригородом Санкт-Петербурга».
Трамп намеренно и упорно отказывается произнести вслух простую фразу: «Америка всегда будет выполнять свои обязательства по пятой статье».
Конечно, пишет обозреватель, даже если президент все-таки это скажет, вряд ли у всех появится 100-процентная уверенность в том, что США нанесут ответный удар в случае появления в Эстонии «зеленых человечков», как это было в Крыму. Но нежелание Трампа говорить на эту тему снижает вероятность серьезного ответа Америки на российскую агрессию против страны-участницы НАТО — по крайней мере это может быть воспринято Владимиром Путиным именно так, заключает Краутхаммер.