На деловом завтраке у Германа Грефа, который прошел на Питерском экономическом форуме, собравшиеся обсудили экономические программы, представленные публике в 2016-2017 годах. Свои предложения озвучили Герман Греф, Сергей Глазьев, Борис Титов и Алексей Кудрин. Однако началось обсуждение с неожиданного напоминания от адвоката, депутата от "ЕР" Андрея Макарова, что своя программа есть и у "Единой России", и более того, за нее восемь месяцев назад проголосовало 30 млн граждан.
"Для кого мы пишем эти программы?" - задал вопрос депутат. Впрочем, он сам же отметил, что "все и так знают, от кого все зависит".
Спорить с этим никто не стал, тем более, что самим названием темы дискуссии "Что ждать после мая 2018 года?" организаторы, очевидно, хотели дать понять, что реализация любой новой экономической стратегии начнется лишь после того, как будут подведены итоги выборов президента.
Характерно, что в своей речи Макаров дал оценку и предложениям по изменению экономического курса, которые он разделил на две группы. С одной стороны это "шизофренические идеи, что проблемы можно залить деньгами", а с другой - "набор банальностей".
Глава Сбербанка Герман Греф, который в кулуарах успел поддержать ярко представленную накануне программу Алексей Кудрина, заявив, что ей просто нет альтернативы, на публике назвал главным позитивным событием радикальное изменение денежной политики Банка России, похвалил его главу Эльвиру Набиуллину и неожиданно предложил подумать о назначении женщины на пост премьер-министра.
"Мужчинам нужны указания, что делать, а, видимо, женщинам не нужны, и как-то госпожа Набиулина в этих сложных условиях сумела построить свою работу, и очевидно международное признание, что ЦБ проделал гигантскую работу, что вы думаете по поводу необходимости реформ, может быть, нам просто нужно женщину во главе правительства?" — несколько сумбурно спросил Греф, обращаясь к главе Счетной палаты Татьяне Голиковой.
Любопытно, что провокационный вопрос в названии темы мероприятия, из которого непонятно, имеется ли в виду новый президентский срок или даже новый президент, ввел заблуждение журналистов. Некоторые услышали, что Греф предложил и вовсе выдвинуть некую женщину в президенты.
"Я, наверное, соглашусь с вашим доводом, что женщины более решительны с точки зрения осуществления реформ", - ответила Голикова Грефу и заявила, что реформы нужны и необходимы, но для их реализации необходима целостность представлений о них и преемственность. О преемственности говорил заместитель председателя Госдумы Александр Жуков. Запущенное Германом Грефом голосование также показало, что собравшиеся выступали и за новую команду для реформ, но и за преемственность.
Присутствовавшие на завтраке советник президента Сергей Глазьев и бизнес-омбудсмен Борис Титов, которые представляли собственные экономические программы, возможно, и могли бы сформировать новую команду, но вот с преемственностью экономического блока было несколько сложнее. С этих позиций их и атаковали, когда они выступили со своими предложениями.
"Про "заливать экономику деньгами" – чушь. Это как Бродского не читал, но осуждаю. Андрей Михайлович, читали?" - обратился к депутату Макарову омбудсмен Борис Титов, защищавший программу Столыпинского клуба.
"По дороге в Санкт-Петербург Андрей Михайлович всю дорогу изучал вашу программу. Даже зачитывал мне какие-то интересные тезисы и просил объяснить, что это означает, и я не всегда мог ему в этом помочь", - вступился Греф за "единоросса".
Характерно, что в конце своего выступления Борис Титов сделал своеобразный книксен программе Грефа-Кудрина, отметив, что последнее время рентабельность вложенного капитала неуклонно снижается, и предложил "дать бизнесу вздохнуть", снижая издержки. Напомним, что накануне форума Герман Греф заявил о планах Сбербанка сократить штат на 13,8% к 2025 году. Однако потом попытался напомнить собравшимся, что на Западе уже отказались от тех подходов, которые предлагают его оппоненты.
На это Титову ответил ректор РАНХиГС Владимир Мау, который удивился, что раньше его единомышленников порицали за активное использование западного опыта, а теперь порицают за отказ от него. Затем Мау предложил перестать поддерживать "динозавров", видимо, имея в виду крупные госкомпании.
"Наши проблемы - результат успешной антикризисной политики, мы научились не давать динозаврам рухнуть, но креативное разрушение исчезло и новому бизнесу теперь трудно приходить на рынок", - заявил Мау.
Закончился завтрак на позитивной для апологетов стратегии Кудрина-Грефа ноте. Зампред Госдумы Александр Жуков все свел к тому, что программ можно написать много, но выполнять их, по сути, некому, и предложил поговорить о расширении свободы действий для чиновников, а выступавший с заключительной речью депутат Макаров еще раз отметил бессмысленность дискуссии о том, "заливать деньгами или нет" и призвал сосредоточится на предложениях Грефа.
"Я возвращаюсь к тому, что сказано в программе Грефа. Экономические проблемы находятся вне экономики", - заключил депутат и выразил, пожалуй, общее настроение.
"Ох, спасибо, Андрей, после вас тяжело что-то добавить, но могу процитировать Конфуция. Три вещи, которые нельзя вернуть, это время, слово и возможности", - ответил ему Герман Греф.
Подпишитесь на нас