Пока нефтяники ждут итогов предстоящей встречи стран ОПЕК в Вене, Международное энергетическое агентство (МЭА) в своём очередном ежемесячном докладе неожиданно объявило о том, что впервые с ужасающего для отрасли 2014 года спрос на рынке чёрного золота превысил предложение. Вот это поворот! Однако приведёт ли он к стабильному росту стоимости барреля, пока остаётся вопросом.
В минувший вторник нефтяные аналитики, столь долго пугавшие мир новым «нефтяным апокалипсисом» имени Соединённых Штатов Америки, подвели итоги длящегося почти полгода соглашения ОПЕК о сокращении добычи. Как оказалось, всё не так уж и плохо: усилиями нефтедобытчиков рынку впервые со времён «полёта барреля в тартарары» в 2014 году удалось прийти к балансу. Как утверждает МЭА, в 1-м квартале 2017-го глобальный спрос на чёрное золото впервые перебил объём его добычи.
Может показаться, что разница на самом-то деле небольшая и радоваться тут особо нечему — всего 0,3 млн баррелей в день. Чтобы было понятно, это ничтожные 0,3% от добытых за то же время 96,6 млн барр/день. Но для растерявшего былой статус великого нефтяного манипулятора ОПЕКа это — уже большая победа. Ещё полгода назад входящие и не входящие в картель страны (в том числе и Россия) с большим трудом договорились начать сокращать свою добычу, дабы поддержать цены на нефть и вывести лишнее производство из оборота. Можно считать, это у них вышло.
Теперь же перед картелевцами встаёт новая задача — эту разницу максимально долго удерживать. Удастся ли? В МЭА почему-то в них верят. Ну, как минимум, потому, что участники соглашения, по подсчётам самого агентства, уже выполнили взятые обязательства на 96%. К тому же в последние несколько недель в индустрии очень активно муссируется идея пролонгации соглашения и дальнейших сокращений добычи (хотя бы на сегодняшних уровнях). А это, с учётом на удивление идеальной дисциплины внутри картеля, даёт какие-никакие, но надежды на светлое будущее без давления со стороны сланцев из США.
По логике МЭА, всё действительно так. По его подсчётам, к концу 2017-го США должны нарастить свою добычу примерно на 0,7 млн баррелей в сутки (в начале года, по данным Минэнерго США, Штаты добывали 8,8 млн барр/с). В то же время мировой спрос на нефть, как считают в МЭА, к концу года должен вырасти аж на 1,3 млн барр/с., то есть он уже перекроет рост американской нефтянки, считающейся главным врагом стабильных цен на нефть.
Единственное, чем плоха схема нефтяного мира «по МЭА», — так это практически полным игнорированием позиций других, на первый взгляд менее значимых, стран — Ливии, Нигерии, Казахстана… И если первые две из соглашения ОПЕК были исключены — а сейчас (вот сюрприз) что есть мочи наращивают поставки на открывшиеся для них рынки, то последняя соглашение хоть и подписала, но выполнять его хочет едва ли.
Отдуваться за всех приходится, по данным ОПЕК, саудовцам. Для примера: в то время как не входящие в ОПЕК 11 стран-подписантов в марте выполнили соглашение, по подсчётам МЭА, всего на 64%, Саудовская Аравия его перевыполнила. По разным оценкам, на 10–20%. Верный соратник СА в деле борьбы за дорогой баррель — Россия — тоже пока не торопится выполнять соглашение до конца (пока что сократили добычу на 77% от заявленных 300 тыс. барр/с). Что называется, почувствуйте разницу.
Конечно, сомнений в том, что новое соглашение будет подписано, ни у кого нет, ведь ущерб от таких «союзников» слишком невелик, чтобы как-то заметно влиять на баланс спроса и предложения. Но долго ли добросовестные опековцы смогут удерживать баланс, в то время как их не самые честные партнёры постепенно отбирают у них самых лакомых покупателей?
Во имя высоких цен на нефть Саудовская Аравия это терпит, но никаких гарантий, что так будет всегда, нет.