«Вы что же, опять должны украинский народ еще два раза согнуть и опустить? За что? Почему?» - Виктор Черномырдин о переговорах президента Кучмы с МВФ («Итоги», 1999, № 11)
16 мая в Киев прибыла миссия Международного валютного фонда (МВФ). Его представители заслушают отчет киевских властей о проделанной работе и собираются изучить проект предстоящей пенсионной реформы. И не только. Среди вопросов миссии Фонда - изменения в налоговой и таможенной политике, прогресс в возмещении НДС и выполнение бюджета.
Хотя все детали пенсионной реформы давно согласованы с МВФ, украинское правительство все еще темнит и скрывает этот факт от народа. Премьер Владимир Гройсман уже заявлял, что реформы не коснутся повышения пенсионного возраста. «В первую очередь из-за низкой продолжительности жизни украинцев», - утверждает вице-премьер Павел Розенко. Столь категоричен и министр социальной политики Украины Андрей Рева.
МВФ после выделения Украине четвертого кредитного транша в размере $1 млрд. 3 апреля утвердил и новую редакцию Меморандума о сотрудничестве с Украиной. От Украины документ подписали президент Порошенко, премьер Гройсман, глава Нацбанка Гонтарева и министр финансов Данилюк. Меморандум содержит перечень соглашений с Киевом для продолжения кредитования с мая этого года. При выполнении Украиной достаточно широкого спектра условий - от продажи земли до легализации прослушки - меморандум предусматривает и следующий транш кредита в размере $1,9 млрд.
Важным пунктом рекомендаций МВФ является принятие законов по пенсионной реформе. Крайний срок окончательного старта по реорганизации этого фактора социального обеспечения украинских граждан назначен на 1 января 2018 года. На Украине 12 млн. пенсионеров, из которых 11 млн. получали в прошлом году 1730 грн. пенсии ($66). При годовой потребительской инфляции в 12% нынешняя прибавка к пенсии в 129 грн. (5$) вызывает лишь презрительную насмешку.
Меморандум необходимость реформирования пенсионной системы Украины связывает со структурными изъянами на ее рынке труда, неблагоприятными демографическими условиями в стране, а также устаревшими пенсионными правилами, которые «подорвали стабильность пенсионной системы». Во-первых, уровень уплаты Единого социального взноса (ЕСВ) на общеобязательное государственное социальное страхование низкий. ЕСВ — консолидированный страховой взнос на Украине, сбор которого осуществляется в системе общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе. Во-вторых, мизерна и доля плательщиков ЕСВ. В-третьих, уровень пенсионных расходов является очень высоким, несмотря на относительно низкий размер большинства индивидуальных пенсий, из-за непропорционального роста количества пенсионеров, относительно занятых трудом.
Пенсионное обеспечение на Украине регулируется размерами кошелька и возраста
В 2016 г. дефицит пенсионного фонда превысил 140 млрд. грн. (около 6 процентов ВВП), в стране пропасть между богатыми и бедными, трудоспособными и нищими пенсионерами уже напоминает огромную братскую могилу, а майданщики рапортуют о новых реформаторских «достижениях». Пенсионный фонд в своем годовом отчете похвастался экономией 13,5 млрд. грн. государственных средств. И как можно было сэкономить 13 млрд. при дефиците в 142 млрд. и нищем вымирающем народе.
Ради обещанных траншей Украина соглашается на все условия МВФ пенсионного геноцида украинцев и новых «экономий», ничего не предпринимая для организации расширенного воспроизводства. Более того, все действия майданного правительства, Рады и президентского клана все глубже затягивают Украину в долговую яму при сознательном и целенаправленном разрушении ее материальных, общественных и человеческих основ.
Будто бы для создания стабильной основы системы пенсионного обеспечения, стимулирования уплаты пенсионных взносов работниками, «а также для обеспечения адекватного уровня пенсии в будущем» Рада Украины собирается до конца мая 2017 года принять комплексную пенсионную реформу. Кроме того, принять новую «экономию» расходов в размере не менее 3% ВВП, «в том числе за счет увеличения трудового стажа для выхода на пенсию».
Конечно, снова обещаются «гарантии того, что граждане Украины будут получать пенсии, которые являются соотносительными с уплаченными ими взносами и адекватными в реальном измерении». Будто бы система будет применяться ко всем видам занятости, за исключением ограниченного перечня опасных профессий, персонифицированные счета и возможности, заметьте, «досрочного выхода на пенсию». Наверное, для президентского клана и майданного правительства? И, возможно, тех, кто доживет до этого дня. Мудрый все-таки человек был Виктор Степанович Черномырдин? Не правда ли?
Майданщики жаловались раньше да и сейчас на дефицит ПФ из-за вопроса так называемых спецпенсий.
Как заметил один из экспертов, «власть растянулась в тройном шпагате и спина выгнута в виде мостика: все будет зависеть от того, куда, как и кому потекут деньги». Вряд ли речь идет о народе, пусть и заслуженном, спецпенсионном. На ситуацию с пенсионным фондом спецпенсии никак не влияют. Ни малейшим образом. В отличие от олигархических кланов и их майданных ставленников в украинской власти. Среди пенсионеров - обычные пенсионеры (10,8 млн. человек), чернобыльцы (8,3 тыс.), журналисты (3,6 тыс.), госслужащие (141 тыс.), ученые (61,6 тыс.), прокуроры (5,8 тыс.), депутаты ВР (969 человек) и судьи (2,6 тыс. человек).
Кабинет министров Украины 17 мая утвердил законопроект о пенсионной реформе. Для «более 70% граждан пенсионный возраст не изменится, изменения коснутся только требований к страховому стажу», заявил Гройсман. И, представьте, он не соврал. Имея трудовой стаж в 25 лет, будешь получать пенсию после 60 лет, если такого трудового стажа нет, то получишь социальную помощь с 63 или 65 лет.
МВФ давно стал монопольным внешним кредитором Украины и ее безраздельным «диктатором». Майданное правительство берет кредиты от МВФ под огромные и бессмысленные обязательства: урезает социальные проекты, повышает тарифы, готово повысить пенсионный возраст, продавать землю и все что угодно, потому что ни за что и ни перед кем, кроме олигархов, ответственности не несет.
Долги ради долгов: куда ведут Украину
От Киева к июню в финансовой сфере МВФ требует, в частности, продажи на международных платформах проблемных активов Фонда гарантирования вкладов физлиц на 10 млрд. грн., погашения кредитов «ПриватБанка», выпуска гособлигаций на пополнение ФГВФЛ и докапитализации банков на сумму 98 млрд. грн., а в социальной сфере — сокращения количества бюджетников (на 4% в 2017 году и на 10% до конца 2019-го) и создания министерством финансов единой базы получателей соцпомощи.
Глава МВФ Кристин Лагард. МВФ на Украине в 2017 году интересует приватизация шести объектов: крупнейшего производителя аммиака и карбамида - Одесского припортового завода, государственной энергогенерирующей компании «Центрэнерго», а также энергопоставляющих компаний «Харьковоблэнерго», «Запорожьеоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Хмельницкоблэнерго».
За три года «сотрудничества» майданной власти с МВФ золотовалютные резервы Украины были сокращены на $20 млрд. Такие темпы их растраты за три года - один из редких рекордов нынешней власти. Например, только за 9 месяцев, с июня 2014 по февраль 2015 года, Национальный банк Украины пустил по ветру 12,7 млрд. долларов ЗВР. Ничего подобного в истории Украины ни до, ни во времена президентства Януковича не случалось. В результате международные резервы сократились до уровня $5 млрд. Плюс к этому политика жесткого регулирования валютных операций НБУ. Не говоря уже о торговой войне с Российской Федерацией, потерей рынков сбыта в Евразии и изолирование украинской экономики от внешнего мира. Под видом, кстати, вступления в ЕС. Напомним только об одном жестоком потрясении экономики Украины: валютный кризис, при котором валютный курс скакал, как на майдане, - с 8 до 26 гривен за доллар.
За три года после бегства президентства Януковича "майданная подруга Украина" окончательно подсела на иглу МВФ?
Фонд восполнил те самые 13 млрд. долларов, которые за это время были растрачены. Но эти 13 млрд. теперь являются заемными средствами, которые необходимо рано или поздно отдавать. Они получались и получаются под обязательства политико-экономического характера. В ближайшее время должен быть отменен мораторий на продажу земель сельхозназначения. Для решения остальных позорных для украинцев вопросов Фонд предоставит временную отсрочку до конца текущего года.
В частности, МВФ требует от Киева до августа 2017 года упорядочить вакханалию с субсидиями: уплотнить адресность их начисления, ужесточить социальные нормы, ввести раздельные тарифы на доставку газа и отопления, монетизировать и сократить субсидии. Социальные стандарты оказались под жестоким прессингом. Нельзя до конца года повышать прожиточный минимум, минимальные зарплаты и пенсии.
По мнению практически всех экономистов, сейчас ситуация на Украине стремительно усугубляется. Но самый пик обострения обстановки будет в 2018-2019 гг., когда пойдут пиковые выплаты по внешнему долгу. Тогда будет возможен либо дефолт, либо очередная реструктуризация. Окончательно долговая ловушка для Украины была оформлена министром финансов Наталией Яресько и президентом Порошенко, которые привязали экономический рост Украины к выплатам по внешним долгам: с 2021 по 2040 год. Чем лучше будет развиваться экономика Украины, тем больше мы будем отдавать внешним кредиторам, и речь идет о десятках миллиардов долларов — вот в чем подлость майданной власти и ее американских кураторов. Украинцев заключили в полувековую кабалу!
Итогом «революции гидности», а на самом деле майданного переворота, стало резкое падение украинского ВВП, и он сегодня в 2 раза меньше, чем был три года назад. В результате искажения долларового соотношения в валютно-финансовой системе Украины соотношение между внешним долгом и ВВП увеличилось с 40% до 90% ВВП. Поэтому только по обслуживанию существующего долга нужно будет заплатить 5,6% ВВП. А это огромные деньги, весь дополнительный будущий прирост ВВП пустят только на обслуживание существующего долга. «Ни на проекты развития, ни на социальные расходы, ни на военные расходы, и даже ни на выплату существующего долга, а только на оплату процентов по долгам», - отмечают экономисты.
* * *
Отказ нынешней власть имущей майданной своры от построения экономически эффективной модели Украины не случаен. Она здесь жить не намерена, а наворованное и награбленное лучше хранить на Западе. Производить товары с высокой добавочной стоимостью здесь никто не собирается, а неэффективная сырьевая зависимость от внешней конъюнктуры, которая имеет свойство регулярно ухудшаться, больше по душе западным хозяевам. Так лучше и надежнее контролировать нынешних и будущих должников. Это, действительно, вековая кредитная удавка, и Украина, к сожалению, в нее попала.