Варшава не намерена уступать требованиям Евросоюза и размещать на своей территории беженцев, прибывающих из-за пределов Европы. Об этом заявляют польские официальные лица. Эта позиция останется неизменной, даже если со стороны ЕС против Польши будут введены санкции.
Как заявил в эфире польского радио глава МВД страны Мариуш Блащак, для Варшавы было бы хуже согласиться на переселение беженцев, нежели понести наказание, обещанное руководством ЕС за отказ от выполнения союзных обязательств.
Речь идет, как известно, о решении, принятом в 2015 году большинством министров внутренних дел стран ЕС о расселении в 23 европейских странах 120 тысяч беженцев в дополнение к 40 тысячам, прием которых был согласован ранее.
Восточноевропейские члены Евросоюза, прежде всего Польша и Венгрия, голосовали против, но с их мнением не посчитались. И теперь Варшава и Будапешт наотрез отказываются выполнять обязательства, которые они считают навязанными извне.
Эта позиция бунтарей подвергается постоянной критике со стороны руководящих органов Евросоюза и тех государств, которые наиболее активно проталкивали идею солидарной ответственности союзников. Особо на этом настаивает Германия, миграционная политика которой и послужила основой для острого кризиса, переживаемого сейчас Европой.
На днях еврокомиссар по миграции Димитрис Аврамопулос заявил, что Европейская комиссия намерена уже этим летом рассмотреть вопрос о введении против Польши и Венгрии санкций, если они в течение месяца не начнут принимать беженцев. "Я призываю Польшу и Венгрию, которые не переместили к себе ни одного человека, нуждающегося в защите, начать делать это сейчас", — сказал Аврамопулос.
Однако поляки не намерены уступать. Премьер страны Беата Шидло однозначно говорит, что это официальная позиция польского правительства. Санкции Брюсселя пугают его гораздо меньше, чем угрозы, связанные с размещением мигрантов.
Вместе с тем польские официальные лица не теряют надежды убедить власти ЕС в своей правоте. Так, советник президента Польши по международным делам Кшиштоф Щерский налегает на необходимость соблюдения прав человека, столь любезных европейцам. По его словам, "принудительное переселение противоречит правам человека".
Глава же МВД использует иные аргументы. Он обвиняет западноевропейских членов союза в том, что они хотят взвалить на Польшу выплату чужих исторических долгов. "Эти государства имели в свое время колонии. Они использовали богатства Африки или Азии… А сегодня это попытка перебросить погашения этих счетов также на Польшу. Это нечестно, это не согласуется с правилами, и мы выступаем против этого", — сказал министр Блащак.
Эта логика обращает на себя особое внимание. Дело в том, что ее уже использовал в свое время бывший президент Ирана Ахмадинеджад, пытавшийся обосновать антиизраильскую политику Тегерана.
По словам Ахмадинеджада, еврейское государство должно было быть создано за счет германских территорий, поскольку именно Германия была виновницей Холокоста. Но западные политики заставили платить эту цену не немцев, а палестинцев, не имевших ни малейшего отношения к трагедии евреев во Второй мировой войне.
Судя по всему, немецкие хитрости с перекладыванием ответственности за собственные грехи, задели за живое не одних иранцев. Теперь вот и поляки заподозрили что-то неладное.
Хотя, справедливости ради нужно сказать, что Германия меньше других в Европе нагрешила в качестве колониальной державы. У нее были, конечно, колонии за морями, но они ни в какое сравнение не шли с британскими, французскими, бельгийскими, итальянскими, португальскими, голландскими владениями. Но вспомнят ли эти страны о своих исторических долгах и согласятся ли взять на себя ответственность за них, не обременяя ни в чем не повинных соседей? Вряд ли. Принцип солидарности им милее.
Но что они будут делать, если поляки, а затем и венгры согласятся нести бремя санкций, но не принимать беженцев?
Это станет еще одним экзаменом для Евросоюза.