Один из лучших учителей русского языка и литературы Латвии преподаватель Рижского Пушкинского лицея Андрей Ефремов рассказал о том, кто из современных писателей не станет классиком, почему только 5–7 человек из всего класса способны прочесть «Войну и мир» и зачем надо писать письма, а не смс.
Письма вместо смс
— Как вы относитесь к засилью иностранных слов, а также слов–паразитов в русском языке? Согласны ли вы, что русский языка находится на грани «нервного срыва», как считает известный российский лингвист Максим Кронгауз?
— К засилью иностранных слов я отношусь нейтрально, потому что это естественный процесс, который существовал во все времена и во всех языках. Если язык сильный — а русский язык таковым и является, — то он справится с иностранными словами, переработав их под свои нужды, переделав те или иные слова по своим правилам. Что касается слов–паразитов, то, конечно, я против них, потому что они указывают на неразвитость человека, на его необразованность, неграмотность.
Находится ли русский язык на грани нервного срыва? Думаю, что нет. Если мы просто посмотрим на карту, то увидим, что собственно Россия, где русский язык является государственным, занимает почти 1/6 часть суши. Естественно, язык там развивается и существует. В ряде стран русский язык для какой–то части жителей является родным — соответственно, он тоже никуда не исчезнет.
— Как привлечь внимание людей к письменной культуре русского языка?
— Надо сделать так, чтобы людям было интересно писать на этом языке. Одна из форм такого приобщения к письменной речи — всемирный Тотальный диктант, который диктуют преподаватели русской словесности. С каждым годом в Латвии все больше людей, которые добровольно приходят к мысли о том, чтобы написать диктант, проверить себя, узнать что–то новое, вспомнить забытые правила. Людям это нужно. Другая форма приобщения — это создание писем, а не смс. Разумеется, смс тоже могут быть написаны грамотно и даже на художественно высоком уровне, но если есть возможность писать письма на бумаге, запечатывать их в конверты и отправлять по соответствующему адресу, то это здорово.
Как стать классиком
— Вы в этом году диктовали текст Леонида Юзефовича на Тотальном диктанте. Какой современный писатель, на ваш взгляд, станет классиком?
— Трудно сказать, будет ли Юзефович классиком. Станет ли Водолазкин когда–нибудь классиком — а это тот автор, отрывок из чьего произведения я читал два года назад, — тоже не знаю, хотя он интересный автор. Но я точно знаю, кто не будет классиком. Большинство постмодернистов никогда ими не станут — хотя бы потому, что они отрицают классику и бунтуют против нее. В то же самое время они не могут от нее отказаться, потому что классика для них является материалом, на основании которого они кроят свои произведения.
Скорее всего, классиками станут писатели–реалисты, потому что реализм стремится объективно отражать жизнь во всей ее полноте. Следовательно, автор–реалист будет интересен последующим поколениям. Нам интересен Пушкин, потому что он нам открыл многое в нас самих. Также Лермонтов, Достоевский, Тургенев. Автор становится классиком, когда его произведения актуальны через сто или двести лет. Но Солженицын уже стал классиком, хотя писал в ХХ, а умер уже в XXI веке.
Подробности читайте в новом номере газеты «СЕГОДНЯ» 18 мая