Уникальный случай: депутаты сейма вчера приняли решение в пользу 200 000 латвийцев, которых сейчас доводят буквально до нищеты из–за принудительной аренды земли так называемые «земельные бароны». А не наоборот.
Итак, вчера парламентская комиссия по государственному управлению и делам самоуправлений приняла решение относительно принудительной аренды земли.
Депутаты единогласно проголосовала за передачу в сейм для рассмотрения в третьем чтении поправок к Закону о приватизации, предусматривающих снижение платы за принудительную аренду земли с 6% до 3%.
Планируется, что с 2018 года плата уменьшится до 5%, с 2017 года — до 4% и с 2020–го — до 3%.
Впереди еще согласование законопроекта в сейме, а также — и это неизбежно — всяческие препоны от владельцев земли. Ибо «земельные бароны», как известно, имеют хорошее лобби. И поскольку этот проект грозит снизить их доходы (с тех самых 6 процентов до 3, то есть в два раза), противодействие неизбежно.
Но пока стоит порадоваться тому, что есть.
Что еще существенно, уважаемые читатели: сейчас предвыборный период. Так что депутаты (партии) вряд ли могут себе позволить роскошь напрямую выступить под лозунгом «Мы за права баронов — против народа!».
Принудительная аренда сейчас доходнее банка
В ходе обсуждения поправок депутаты указывали: это абсолютно ненормальное состояние, когда тысячи собственников квартир в многоквартирных домах сейчас платят собственникам земли, так сказать, пошлину. И не по их вине, а потому, что государство допустило такое деление собственников.
Как известно, собственники земли начиная с 2000–х годов добивались того, чтобы с жильцов получать как можно большую мзду. В результате сложилась ситуация, которая почти ничем не отличается от феодального общества.
Ныне действующие 6% были закреплены решением парламента, отчасти в этом поучаствовал Конституционный суд (подробнее об истории вопроса см. справку. — Прим. ред.). Но, как показало время, 6–процентная ставка для собственников земли стала намного выгоднее, чем даже иметь свой банк. Так что среди собственников земли появились даже шведские пенсионные фонды, и латвийские владельцы как бы собственных квартир должны им платить.
«Стрижка» жильцов — это сейчас один из самых выгодных бизнесов.
Судите сами, уважаемые читатели:
* депозитные ставки, которые сейчас есть в банках, — это 0,1–0,3%, то есть в 20 раз меньше;
* процентные ставки госкассы, которая выдает кредиты самоуправления, — это около 0,95%, то есть в 6 раз меньше;
* Латвия занимает на иностранным рынке (эмитирует облигации) под 1,5%. Это в 4 раза меньше, чем платят собственники наших квартир.
В общем, ситуация является абсолютно ненормальной. И ее надо менять.
Время, чтобы поспорить
Промежуточный результат такой: сейчас законопроект об уменьшении процентов по принудительной аренде перейдет в парламент, и депутаты будут за него голосовать. Поскольку члены комиссии проголосовали единогласно за, есть надежда, что и в парламенте препятствий не будет.
Законопроект, вероятнее всего, будет принят еще в этой сессии, — считают депутаты–оптимисты. — Вступить в силу он должен с 1 января следующего года.
В свою очередь председатель комиссии Сергей Долгополов настроен несколько осторожнее:
— Впереди полгода, чтобы поспорить в Конституционном суде, подискутировать с президентом и так далее.
«Почему собственники квартир должны выкупать землю?!»
По понятным причинам владельцы квартир к сложившейся ситуации относятся крайне критично. Они настаивают: принудительную аренду вообще нужно отменить. Этот инструмент стал крайне неудобным «костылем» в вопросе недвижимости. (Подробнее об этом см. в главе «Это брак законодателей!».)
— Сама по себе норма о принудительной аренде находится в большом противоречии с Гражданским законом, — соглашается Долгополов. — Потому что любой договор, включая договор аренды, — это согласие сторон. И учитывая ситуацию, когда это согласие не достигается, а государство наделало ряд ошибок при возвращении собственности и при приватизации, кому–то надо расплачиваться за это.
Подробности читайте в новом номере газеты «СЕГОДНЯ» 18 мая