Несколько лет назад в России объявили об импортозамещении, в том числе в сфере АПК. Как оно идёт в нашем регионе?
Производим сырьё
«Цены на продукты очень высокие, – сетует пенсионерка из Новосибирска Галина МАКАРОВА. – Если бы в нашем регионе производили больше сельхозпродукции, то её стоимость бы снижалась».
По информации регионального минсельхоза, в 2016 году по сравнению с предыдущим годом увеличилось производство мяса птицы до 69,1 тысячи тонн, что на 9% больше, чем в предыдущем году. А производство говядины и свинины, наоборот, уменьшилось до 50,1 тысячи тонн, то есть на 11% меньше, чем в 2015 году. В области стали больше производить сыра и сырных продуктов – на 3,8%, а круп – на 25,7%.
Молочное производство в регионе тоже увеличивается. Сегодня предприятия области продают больше тысячи тонн молока в сутки, что на 100 тонн больше, чем в прошлом году.
Но всё это только сырьё. Беда в том, что предприятий по переработке в НСО практически нет. Поэтому около 40% молока, то есть сырья, вывозят в другие регионы на переработку. Понятно, что там остаётся и добавленная стоимость. Потом на полках наших супермаркетов появляются йогурты, кефир, ряженка и т. д.
В этом году аграрии области успешно завершили посевную – посеяли пшеницу, ячмень, овёс, горох, рапс, лён, подсолнечник, картофель и овощи. Яровые культуры заняли площадь 1,372 млн га (как и в прошлом году). Между тем большую часть овощей завозили из других регионов.
«В рацион населения входит не только хлеб, мясо и молочная продукция, но и овощи, – говорит депутат Заксобрания НСО Глеб ПОПОВЦЕВ. – В этом году первый раз фермерам, которые выращивают овощи, оказали господдержку. И это хорошее решение, потому что у нас ощущается недостаток картофеля и других овощей».
Господдержка – успешным
И всё же не всё так просто: в регионе за последние 3 года обанкротились около 17 предприятий АПК. Местные аграрии говорят, что тяжело выживать в условиях кризиса.
«Наше предприятие производит 25% молока в Тогучинском районе, – рассказал фермер Сергей ВОЛКОВ. – Прошлым летом мы начали на свои деньги строить родильное отделение для бурёнок в хозяйстве. Но средств не хватает, а в господдержке мне отказали. Причина – в этом году мы снизили поголовье коров на 5 бурёнок. Очень обидно, ведь эти деньги хотели направить на развитие производства».
Между тем в прошлые годы фермеры области получали кредиты по ставке в 15%. В этом году при господдержке (компенсация части процентной ставки по кредитам) получается 5%. Но, чтобы получить господдержку, нужно, чтобы в хозяйстве не было долгов по налогам, а показатели на производстве не снижались. Соблюсти такие условия не всем по силам. Этой весной субсидии получили около 1,5 тысячи хозяйств на сумму около 1,5 млрд рублей. Это меньше, чем в прошлом году.
«В этом году не хватает кредитных ресурсов, – признаётся министр сельского хозяйства НСО Василий ПРОНЬКИН. – Из множества наших проектов, которые отправили в Министерство сельского хозяйства РФ, там одобрили только три – на 12 млн рублей. В прошлом году в это время аграрии уже получили инвестиций на 300 млн. К тому же фермерам тяжело выполнить все требования, поэтому льготные кредитные ресурсы для многих из них недоступны».
Кстати, предпринимателей, которые занимаются хранением и переработкой зерна, почему-то вообще не включили в список на получение господдержки. Но чтобы быть конкурентными на рынке и выходить на международный уровень, качество зерна нужно улучшать.
«Раньше в Новосибирской области работали 42 предприятия по переработке и хранению зерна, – рассказал генеральный директор Новосибирской продовольственной корпорации Александр ТЕПЛЯКОВ. – Сегодня их осталось 16, да и то 5 из них почти банкроты. В прошлые годы мы весь урожай, 3 млн тонн, размещали на местных элеваторах и хлебоприёмных предприятиях, а сегодня они могут взять не более 1,7 млн тонн. Нужно модернизировать и строить новые ёмкости».
Но чтобы построить новую башню для хранения зерна в 5 тысяч тонн, нужно затратить около 25 млн рублей. Хранить злаки на полу – это расточительство, ведь тогда зерно замокает и слипается, то есть становится непригодным. Из 2340 тонн уходит в отходы 50.
«Сейчас мы пытаемся выйти на китайский рынок, но у них жёсткие требования, которые не соответствуют нашим мощностям, – вздыхает Александр Тепляков. – Например, заказчики из Китая требуют, чтобы пшеницу грузили в мешках. А для этого нужно профессиональное оборудование. Когда мы отправляли свой продукт в КНР в первый раз, то сами зашивали мешки. Но это не технологично, да и китайскую сторону не устраивает. А если мы будем расширять там свою торговлю, то появятся более жёсткие требования. Это борьба за рынок, и это естественно».
АПК региона может нарастить сельхозпроизводство, и во многом за счёт фермеров. Но добиться этого сложно без поддержки государства. Если большинство местных производителей станут банкротами, нашу продукцию с прилавков окончательно вытеснят более предприимчивые соседи.
Земли – крестьянам
Руководитель Новосибирского регионального отделения Союза садоводов России Ленсталь МАШКОВЦЕВ:
– Многие жалуются на то, что у нас в регионе ощущается острый недостаток в овощах, которые входят в стандартный набор продуктовой корзины. Но в 90-е годы совхозы и колхозы, которые занимались выращиванием картофеля, моркови и капусты, и других культур, развалились. И никто решением этой проблемы заниматься не стал. Но, несмотря на это, дефицита овощей в регионе никто не ощутил. Населению раздали во временную аренду земли для посадки картофеля. Садоводы начали снабжать больницы, детские сады и другие учреждения картошкой. А сейчас учёные говорят, что в ближайшие 15–20 лет во всём мире ожидается жесточайший кризис. И особенно всем будет не хватать продовольственных товаров. В такие кризисные ситуации людей вновь сможет спасти, как и в 90-е годы, ведение своего хозяйства и выращивание овощных культур. Тем временем, сейчас у нас в области много пустующих и безнадзорных земель в садоводческих сообществах. В итоге от 40 до 60% налога на землю государство недополучает. Нельзя допускать, чтобы пустовали земли. И за этим должны следить в первую очередь органы власти. Почему у фермера, который трудится в колхозе, землю могут отнять, а у садовода, который 25 лет назад забросил свой участок и не платит налоги, не могут? Надо более серьёзно подходить к этому вопросу. Тем более такая ситуация распространена не только в нашей области, она сложилась во всех регионах России – везде есть миллионы га пустующих земель.
Нужен закон о регулировании
Председатель Совета Новосибирской областной общественной организации «Ассоциация руководителей сельскохозяйственных предприятий» Анатолий СТЕПАНОВ:
– Нынешняя господдержка – сумма, которая не особо влияет на инвестиционное развитие предприятия. Нужно надеяться на себя. Поддержка со стороны государства должна быть системной и охватывать всю цепочку: производство, переработку, сбыт, торговлю и потребление. При этом больше всего нам нужна поддержка при реализации продукции.
Многие считают, что рынок разделён на грамотных и не очень, способных и нет, но на самом деле он всех объединил. Куда ни кинься – везде проблемы. Поэтому считаю, что нам нужен закон о регулировании агропромышленного комплекса. А государство должно управлять процессом спроса и предложения. И тогда будет порядок.
Повышаем коэффициенты
Министр сельского хозяйства НСО Василий ПРОНЬКИН:
– Министерство сельского хозяйства Новосибирской области поддерживает растениеводов за счёт повышения коэффициентов за выращивание культур, которые больше всего нужны региону.
Такая политика даёт хорошие результаты. Если на зерновые у нас коэффициент 1, то на кукурузу и сою мы повысили коэффициент до 4. В 2012 году в нашем регионе на 4 га меньше посадили картофеля, поэтому на него мы тоже подняли коэффициент. К этому же списку добавили рапс, подсолнечник, лён масличный и простой, гречиху. Благодаря этому крестьяне начали выращивать важные для области культуры. Например, за 2 года объёмы засеянных гречневых полей увеличились с 9 тысяч га до 36 тысяч. Объёмы сои также выросли. И это при том, что каждый год 120 тысяч тонн сои приходилось покупать только для птицеводов региона.