На недавней встрече Сергея Лаврова и Дональда Трампа стало ясно, что Кремль перенёс опыт своих интернет-троллей на высший уровень. Видимо, осознав, что Россия не интересна никому как партнёр, она решила стать лучшим в своём деле негодяем — подтрунивать, насмехаться и вносить хаос, пишет на портале Wirtualna Polska Оскар Гурчиньский. Польский журналист уверен, что если бы состоялся чемпионат мира по троллингу, то Россия стала бы его лидером.
«Если бы был организован чемпионат мира по троллингу, то России не было бы равных. И речь идёт не только об интернет-троллях, выращенных Кремлём на фабрике в Санкт-Петербурге. Возможно, ещё более талантливыми являются российские дипломаты, которые из насмешек, подтруниваний над партнёрами и их раздражения сотворили свой главный инструмент политики», — пишет на портале Wirtualna Polska журналист Оскар Гурчиньский.
Это было видно особенно явно во время состоявшегося в среду визита российского главы МИД Серея Лаврова в Вашингтон. Согласно популярному анекдоту дипломат — это тот, кто сможет сказать тебе, чтобы ты шёл к чертям таким образом, что ты почувствуешь всё возрастающее предвкушение от приближающейся поездки. «Именно это сделал Лавров, который открыто высмеял своих американских хозяев и, несмотря на это, услышал с их стороны только похвалу», — подчёркивает польский журналист.
Получить аудиенцию главы российской дипломатии в Белом доме Москва старалась многократно, однако с последнего визита Лаврова в 2013 году все просьбы встречали решительный отказ администрации Обамы. Новую администрацию должно было убедить непосредственное вмешательство Путина, который о приёме Лаврова попросил во время недавнего телефонного разговора с Трампом, напоминает Гурчиньский.
Прибывший в самый разгар политической бури в Вашингтоне, вызванной увольнением директора ФБР Джеймса Коми в связи с «российским следствием», Лавров явно посмеялся над администрацией. «Его уволили? Вы шутите!» — саркастически прокомментировал он известие, делая недоверчивый вид. «Но это был не конец концерта российской делегации. Встреча Лаврова с Трампом прошла без присутствия СМИ и камер — что является насколько необычным, настолько же и понятным в контексте противоречий, связанных с Russiagate», — уверен автор. Однако было сделано одно исключение: при разговорах присутствовал личный фотограф Лаврова, который оказался потом фотографом агентства ТАСС. В результате снимки со встреч моментально распространились во всём интернете и были единственными фотографиями, её запечатлевшими. Этого было как будто мало, и в ход была пущена не только фотография Трампа, сжимающего ладонь Лаврова, но также и фото посла Сергея Кисляка — личности, находящейся в центре предполагаемых связей окружения президента с россиянами, объясняет автор.
Эти хитрости — можно их назвать троллингом — не помешали Трампу в определении визита россиян как «очень, очень хорошего». Может быть, потому, что Лавров решительно согласился с мнением Трампа, что обвинения в неподобающих контактах с россиянами во время избирательной кампании — это абсурд и «лживые новости». Может быть, также потому, что россиянин не жалел комплиментов в адрес жаждущего похвал президента. Он назвал его хорошим бизнесменом, который стремится завершать сделки. Ввиду Russiagate это был слегка сомнительный комплимент, но Трамп, казалось, не обратил на это внимания, считает Гурчиньский.
«В результате Лавров достиг именно того, чего хотел: показал Россию как равноправную державу, которая на территории соперника ведёт себя, как дома, — и её за это к тому же хвалят. И именно это было целью визита: Россия ведь знает, что в существующих условиях завершение какого-либо торга с США, вообще-то, невозможно», — объясняет он.
Не всегда российские насмешки, или, говоря сегодняшним языком, троллинг, приносили настолько позитивные для Москвы эффекты. Однако в последние годы он стал постоянным методом проведения Россией дипломатии. «Кремль здесь не основывается только на своей армии интернет-троллей, разосланных по всей сети, представленных также и на наших родимых сайтах. Их методы, риторику и стиль перенимают официальные страницы российских посольств, а также сами российские дипломаты, которые делают это, впрочем, менее деликатно, нежели Лавров», — считает польский журналист.
Но «российский троллинг» — это не только метод проведения внешней политики. Задача интернет-троллей, используемых для распространения пропаганды, — склонить людей к вере во что-то, а скорее — к неверию ни во что. Точно так же действия российского государства на международной арене кажутся сосредоточеными на том, чтобы помешать, уничтожать и раздражать, а не на построении чего-то нового. Главная стратегия Кремля на Украине — не создание функционирующих государств в Донбассе, а дестабилизация и хаос в стране. Главная цель российского вмешательства в выборы в США и Европе, а также поддержки крайних партий в этих странах — не формирование нового союза, а создание суматохи и ослабление противника. В широкой перспективе целью России является разгром западных структур, но не обязательно замена их чем-то другим. Это не удивляет, потому что каждая российская попытка позитивных действий для создания какой-либо альтернативы (по союзу с Китаем или — шире — с государствами БРИКС) приводила к фиаско.
«Главная причина такого положения вещей проста: несмотря на все свои амбиции и создание видимости супердержавы, Россия по сути государство относительно слабое — «бензоколонка, притворяющаяся государством», — хотя и оснащённая ядерным оружием; государство, неспособное к действительному исполнению ведущей роли в мире и не являющееся для большинства стран интересным партнёром. Поэтому единственным способом играть роль, выходящую за грань собственных возможностей, оказываются деструктивные действия, такие как троллинг. Как сказал известный британский знаток России Марк Галеотти, «если ты негодяй, то будь хотя бы хорош». А Кремль, к сожалению, делает это в основном очень хорошо», — резюмирует на портале Wirtualna Polska журналист Оскар Гурчиньский.