На новый уровень выходят отношения Москвы с еще одним дальневосточным соседом — Пекином. В Китае стартует саммит, к которому обе страны долго готовились. Новый амбициозный экономический проект "Один пояс — один путь" свяжет 60 стран на трех континентах. Интеграционный полюс возникнет в противовес первой экономике мира — США.
Больше всего похожий на ближневосточный базар мусульманский квартал в центре Сианя. В 10-миллионном городе их всего 30 тысяч — женщины в хиджабах, мужчины в белых молельных шапочках готовят жареное мясо, непременно халяльное. Не на шампурах, а на струганых палочках.
Если бы не толпа туристов со смартфонами и не слепящие неоновые вывески — квартал живет, как в VIII веке, когда в Сиане впервые осели арабские солдаты. Многие китайцы-мусульмане — потомки тех самых воинов, охранявших торговые караваны, которые шли по Великому шелковому пути. Он брал начало именно отсюда.
Древний город Сиань китайцы считают колыбелью цивилизации. Когда-то он был крупнейшим на планете и более тысячи лет служил столицей страны. Памятник былому величию — единственная уцелевшая в Китае городская стена. Она такая длинная, что по ней ездят на велосипедах или электрокарах.
На прочном фундаменте прошлого — небоскребы будущего: Сиань теперь новая отправная точка экономического пояса Шелкового пути. Провинция Шэньси с 1 апреля — одна из четырех пилотных зон свободной торговли, прежде всего, со странами Центральной Азии и с Россией.
"Сейчас такая тенденция, что уже Россия экспортирует свою продукцию в Китай. Пшеницу и муку мы можем покупать даже через Интернет. Из вашей муки мы делаем очень вкусные пельмени и пампушки", — рассказывает Гуй Цунюнь, директор департамента стран Восточной Европы и Центральной Азии МИД КНР.
Продуктовый хит-парад — мороженое, хлеб, шоколад. Есть и новые, неожиданные статьи экспорта — русские травы для китайской медицины и полудрагоценные камни для поделок. Новый Шелковый путь — это еще и сопряжение с Евразийским экономическим союзом, озвученная президентом России идея "Большой Евразии". Уже активно идут переговоры о проекте торгового соглашения между Евразийской комиссией и Китаем.
"Существо этого договора — выстраивание интеграционного объединения, когда речь идет не только о торговле товарами или услугами, а о взаимном врастании экономик, врастании большого рынка, на котором и производят, и продают, и потребляют", — пояснил Андрей Денисов, чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНР.
На предстоящем саммите как раз может быть представлен список конкретных проектов. Наше сотрудничество — историческое: Великий путь проходил по территории современной России — северному побережью Каспия через Астрахань. В Китае фрагмент древнего маршрута сохранился в провинции Нинся среди кирпично-красных гор.
"Торговцы шли этим путем из Китая в Среднюю Азию и Индию. Здесь они останавливались, потому что здесь была вода. Они сделали пещеры, в которых жили и молились, и вырезали статуи. Это XIV век", — рассказывает экскурсовод Цуо Вэй.
Зажатая в ущелье скромная тропинка вдоль русла реки. Новый Шелковый путь — это хайвеи в горах северных провинций Китая, инфраструктура — сухопутные и морские маршруты, а также взаимные инвестиции, например, в энергетике. Хотя Китай остается активным импортером угля и Россия в пятерке главных поставщиков, в столице все угольные подстанции уже остановлены. Рядом запущена новейшая подстанция – экологичная: выбросы вредных веществ, смога и пыли снизились почти на 90 процентов. Футуристическая снаружи и внутри, вдвое более эффективная, мощные газовые и паровые турбины согревают западные районы Пекина.
"Во-первых, мы заинтересованы в развитии энергетических проектов в России. Во-вторых, в импорте угля из России. И в-третьих, в сотрудничестве в сфере технологий — оборудовании для котельных и энергосберегающих технологиях", — говорит Чжой Йанлонг, вице-президент по инвестициям энергетической компании.
Переговоры с российскими коллегами пройдут на предстоящем саммите.