Горит Иркутск, Бурятия, Красноярский край, где огонь уже уничтожил около 100 жилых домов. Горит Свердловская область – на борьбу со стихией здесь выпустили усиленную авиагруппу. В огне и Южный Урал – тут сгорело уже больше 2,5 га здорового леса, регулярно происходит неконтролируемый пал травы. Что сегодня делается властями для снижения опасности, эффективны ли меры профилактики, можно ли спасти имущество от природного пожара и как, все–таки, жечь траву по правилам, – в материале «АиФ–Челябинск».
Бестолковый режим?
В ГУ МЧС по Челябинской области отмечают, что в большинстве лесных пожаров виноват человек. Причин много: массовые выжигания сухой травы, мусора, разведение костров в неположенных местах, сжигание порубочных остатков, отсутствие опашки вокруг частных домов.
«Сжигая мусор, люди думают, что очищают территорию, на самом деле таким образом можно нанести немалый урон себе, соседям и всему поселению. Много ландшафтных пожаров происходит из–за рыбаков, которые сжигают камыши, чтобы подобраться к воде. Нередко вдоль железной дороги бросают окурки, в итоге огонь идёт в лес и населённые пункты», – рассказывает вр. и.о. заместителя начальника ГУ МЧС по Челябинской области Эдуард Дорожкин.
В природоохранной прокуратуре добавляют, что в этом году значительное количество пожаров дают земли Министерства обороны.
В конце апреля на Южном Урале как и во многих регионах России был введён режим особой противопожарной охраны. Во всех муниципалитетах созданы дополнительные группы, которые следят за соблюдением правил безопасности, проводят профилактическую работу среди населения.
Однако начальник Сибирского регионального центра МЧС России Сергей Диденко считает, что особый противопожарный режим, ведённый властями, не подкреплён практическими мероприятиями, а потому не даёт должного эффекта.
«В России работают по старинке, оценивая себя, как быстро потушили пожар. Налицо полное отсутствие предупредительной работы. Загорелось–потушили, загорелось–потушили. Пока это получается удачно, а количество пожаров растёт. И не надо много пожаров, чтобы потерять населённый пункт. Достаточно одного пала травы и порыва ветра, как это случилось в Иркутской области, в Бурятии, в Красноярском крае», – говорит Сергей Диденко и просит сделать акцент на профилактическую работу, чтобы не допустить пожаров вовсе.
Начальник областной противопожарной службы Челябинской области Геннадий Ведерников считает, что в качестве профилактических мероприятий могут стать субботники.
«Как только сходит снег, начинает гореть валежник, который остался лежать с осени. Поэтому нужно его убирать, а также делать опашку. Встаёт вопрос вывоза мусора. Люди потому его и сжигают, так как нет в деревнях и сёлах организованных свалок. Поэтому необходимо оказывать содействие в вывозе мусора», – говорит Геннадий Валентинович.
Покараульте костерок!
– Не могу молчать. Я открыла дачный сезон. Еду по трассе и уже нехорошо – всё в дыму. Всё горит. Ну, думаю, у меня всё будет хорошо, это не про меня. Подъезжаю к своему поселку, сосед останавливает и говорит: «Ты только не волнуйся, тут пожар был. Но мы тебя потушили. Не стали тебе звонить».
А у меня там сараюшка, дом с деревянной террасой, туалет! У меня, конечно, тут же сердечная недостаточность! Конечно, ягод я на своем участке уже никогда не наберу. И шесть моих яблонь, посаженных в прошлом году, тоже сгорели...
Я о чем? Милые колхозники, любители шашлыков, была б моя воля, я бы вам зубы без наркоза пальцами вырывала. Как же вы всех замучили со своими сельхозпалами. Ну если жжете, возьмите лейку, покараульте свой костерок,
Так негодует читательница «АиФ–Челябинск» Ольга Федорова на пороге редакции.
Ей вторит другой наш читатель из поселка Первомайский Коркинского района. Мужчина буквально кричит на том конце провода:
– У нас полыхает лесной пожар под окнами дома. Никто тушить не торопится, не чем...
Выезжаем в посёлок на следующий день.
По словам местных жителей, напротив их домов на пустыре через дорогу раньше были гаражи, сарайки, любительские грядки. Сейчас территорию отдали под земли для многодетных, а все постройки и огороды велели снести. Но так как хозяев на участках не появлялось, некоторые из жильцов по старой привычке ходили через дорогу к своим нелегальным огородам, копались в земле, поливали редкие грядки. А весной кто–то решил все это добро спалить.
«У нас был огородик 4*6 метров, две грядки – лук и зелень. Несколько пластиковых бутылок с водой рядом для полива и два ведра – вот и все хозяйство», – рассказывает Владимир Соболь, житель одного из ближайших двухэтажных домов, как раз один из тех, кто пользовался пустырём.
Несмотря на преклонный возраст, человек не из робкого десятка. В свои 86 лет он хорошо помнит, как работал прорабом и противопожарные нормы помнит. Попробуй, отступи от них – объект не примут, работы лишат. Поэтому и сложившуюся ситуацию, когда в поселке одна пожарная машина, да и та не исправна, он терпеть не может и не желает.
«Второго мая я увидела дым из окна. Оказалось, на одном из строительных участков поблизости кто–то поджег строительный мусор. Огонь по высокой траве быстро распространялся по всему пустырю. На вызов приехала одна машина, но тушить не стала. Сказали, что не исправен мотор. Пришлось вызывать пожарных из Коркино. Они и тушили пожар всю ночь», – присоединяется к разговору жена Соболя Ирина Павловна.
Она пришла на сожженный пустырь вместе с нами и не узнала свой огородик среди головешек и пепла.
Противоположный взгляд на ситуацию мы услышали в администрации поселка:
«К работе пожарных у меня нареканий нет. У нас, действительно, одна пожарная машина на поселок. И на пожары она выезжает, работает. Что касается того участка, то на нем скоро начнется возведение домов, он отдан под ИЖЛ, сообщил Сергей Ванчугов, начальника отдела ГО и ЧС администрации поселка Первомайский.
Вскоре к нам на выжженный пустырь подходят жители других квартир. Из разговора становится понятно, что винят в пожаре хозяина одного участка, который умышленно устроил пал на пустыре, чтобы избавиться от нелегальных огородиков.
Еще дымятся непонятные копченые кучи, едкий дым чувствуется в квартирах. Первый пожар случился здесь 24 апреля. С тех пор жители улицы Мира не могут спокойно заснуть, дежурят у окон квартир, вглядываясь, нет ли искр на пепелище. А искры бывают, они готовы вновь вспыхнуть и пойти на старую двухэтажку, в которой и живет семья Соболь и еще пара–тройка семей, кто с маленьким ребенком, кто с престарелой мамой, что уже не встает с постели.
Собеседники не теряют оптимизма: «К нам теперь можно на съемки фильмов про войну приглашать. Жуткие декорации, как после бомбежки, уже есть. Правда, природа быстро берет свое. И зелень уже пробивается через копоть.
Теперь в Первомайском как никогда раньше любят смотреть прогнозы погоды, очень надеясь на ливни.
Ужесточить наказание
Члены общественной палаты Челябинской области видят в качестве профилактики – ужесточение уголовного наказания за лесные пожары.
В настоящее время за нарушение правил пожарной безопасности наказаны более 130 человек, возбуждено 230 административных дела.
Общественники считают, что возбуждать уголовные дела необходимо не только при наступлении материального ущерба, но и за сам факт нарушения правил пожарной безопасности. Даже при условии, что посадки от огня удалось уберечь.
«В действующем законодательстве состав административного правонарушения формальный. Он наказуем за сам факт несоблюдения требований пожарной безопасности. В уголовном кодексе же мы ведём речь об ответственности, то есть когда лицо неосторожно обращается с огнём и это влечёт за собой уничтожение. При наличии каких–то последствий можно привлечь лицо к ответственности», – говорит председатель совета молодых адвокатов Челябинской области Михаил Кириенко.
Штрафы
За разведение костра или сжигание сухой травы грозят штрафы от 2 до 4 тысяч рублей для граждан, от 15 до 30 тысяч – для должностных лиц, от 400 до 500 тысяч – для юридических лиц. Уголовная ответственность предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до 500 тысяч рублей.
На сегодняшний день в Челябинской области административных штрафов наложено на сумму 1,7 млн рублей, а ущерб от лесных пожаров превышает миллиарды.
Правила сжигания мусора
Для того, чтобы избежать пожара, необходимо соблюдать требования по сжиганию мусора:
ветер не более 5 м/с; рядом с домом поставить бочку с водой или другие ёмкости; расстояние от строений должно быть не менее 50 метров.Куда звонить
При обнаружении лесного пожара необходимо немедленно звонить на единый номер лесной охраны: 8–800–100–94–00. По номерам: «01» (со стационарного телефона) и«101» или «112» (с мобильного).
Южноуральцы также могут оставить сообщение на портале помоги–лесу74.рф, либо обратиться в пожарно–спасательные подразделения по телефону: «101».