Джобс, конечно, гений. И не только потому, что, открыв на своей площадке простор для народного творчества, он родил поколение людей, которые ваяют свои миллионы прикольных программок и даже умудряются ими торговать. При этом программки есть и полезные, и совершенно бесполезные. А ещё он утвердил в общественном сознании миф о том, что, сидя в гараже с паяльником, можно перевернуть мир. Все эти уникальные гениальные стартапы с привлечением инвесторов и далее без остановок. Великая мечта: вот-вот, ещё немного, и ты тоже можешь стать мальчиком в джинсах с миллиардом на счету и с "теслой" во дворе.
Но на самом деле это оборачивается очередным пузырём, который лопается с таким оглушительным звуком, что слышно во всём мире.
Вот только недавно начали расследование по поводу гениального приложения, которое позволило бы проводить анализы по одной капельке крови. Девятнадцатилетняя студентка Стенфорда Элизабет Холмс запустила свой Theranos в качестве прорыва на рынке анализов крови, и тут же началась сказка: она привлекла сотни миллионов долларов, заключила контракты с важнейшими игроками на ниве медицины в Америке, получила федеральное одобрение и попала на страницы газет, которые воспевали новое чудо Кремниевой долины.
А потом Wall Street Journal стал сильно сомневаться в способности компании сделать то, что они обещают. При ближайшем рассмотрении и бизнес-план у неё был фуфло, и технология весьма сомнительная. Новая миллиардерша ходила в чёрной водолазке и с остекленевшими от постоянного вранья глазами, рассказывая сказки про своё чудо.
А потом выяснилось, что те анализы, которые подтверждали новое технологическое чудо, тупо делались на сторонних мощностях, не имеющих никакого отношения к новому приложению. И вообще это большое надувательство. Я до сих пор не очень понимаю, почему девушка ещё на свободе. Видимо, люди, вложившие в неё миллиарды, пытаются вытащить хоть как-то свои деньги из этой картонной пирамиды.
Но, присмотревшись к делу Theranos, общественность стала экстраполировать свои открытия на всю отрасль и прочие стартапы и начала замечать неладное. Из новых смешных случаев — стартап, который называется Juicero — про него пишет "Гардиан". Мечта вегана и прочих зожевцев. Они придумали высокотехнологичную соковыжималку для очень занятых. С одной стороны — запечатанные пакеты с нарезкой из фруктов и овощей по вкусу, с другой — аппарат, который моментально всё это выжимает. Стоит аппарат 400 долларов. Правда, оказалось, что сок из этого пакета можно выжимать просто голыми руками. Без всякого аппарата. При этом они собрали 120 миллионов долларов на стартап. Их воспевала New York Times.
Посмеявшись над лохами, которые расстались со своими четырьмястами долларами ради того, что можно сделать даром и быстрее, общественность призадумалась ещё глубже. И вдруг обнаружила странное правило. Что никакого реального прорыва ни в одной сфере новый бум народного творчества не несёт. И что все реально революционные открытия и изобретения за последние десятилетия не были сделаны одиночками в кедах. Что свободные предприниматели так ничего толком и не придумали. И что революционные изобретения делаются в государственном секторе. Так как серьёзные исследования нуждаются в серьёзной базе, в работе кучи специалистов, в огромных деньгах, занимают годы работы и несут в себе большие риски неудач, на которые свободный предприниматель просто не идёт.
Постджобсовский типичный шустрила должен двигаться быстро, ломать стенки и правила и как можно скорей заработать денег. Реальные инновации такому типу предпринимателя не под силу. А вот создать иллюзию инноваций — сколько угодно.
А вот дальше — хуже. Проблема в том, что именно реальные инновации — это локомотив экономики, и подмена их пиаровской шумихой и наглым жульничеством типа Theranos или Juicero — это реальная угроза для экономики. Талантливые молодые мозги увлечены и заняты совсем не тем, в чём есть нужда для страны. Забыв, что Интернет придумало государство. Да и саму Кремниевую долину — тоже. А вовсе не венчурные капиталисты, как бы они ни прикидывались творцами всего нового и современного.