Тема повышения пенсионного возраста вновь стала широко обсуждаться. Недавно состоялись «круглые столы» в Совете Федерации, Общественной палате и Госдуме, идут жаркие дискуссии в научных кругах и на площадках экономических форумов. Многие эксперты сходятся во мнении, что повышать пенсионный возраст скорее всего начнут после президентских выборов, с 1 января 2019 г.
Слишком мало работающих?
Возраст обсуждается разный — 63 года для мужчин и женщин одинаково или 63 для женщин и 65 для мужчин... Возможно, за основу возьмут пример чиновников, которые стали в этой сфере «подопытными» — им с 1 января 2017 г. уже подняли пенсионный возраст. Он будет повышаться не сразу, а по полгода, пока не достигнет планки в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Это произойдет соответственно в 2026 и в 2032 годах. То есть в 2017 г. возраст получения пенсии госслужащими для женщин составляет 55,5 года, для мужчин — 60,5 года; в 2018 г. для женщин — 56 лет, для мужчин 61 год и так далее. Если решение примут для всех граждан страны, такой сценарий ждёт каждого из нас. И нынешние 40-летние уже пойдут на пенсию не в 55 и 60 лет, а лет на 8-10 позже. Кстати, досрочникам (педагогам, медработникам и др.), то есть тем, кто сейчас раньше выходит на пенсию, тоже радоваться не стоит — для них при таком раскладе просто увеличат срок выслуги лет. А иначе что получится: одни будут становиться пенсионерами в 45-50 лет, а другие — в 65?
Главные инициаторы повышения пенсионного возраста — Минфин и Минэкономразвития. Финансисты заявляют, что решение надо принимать не просто срочно — мы с ним уже опоздали. Еще 2 года назад Антон Силуанов во время своего выступления в Госдуме говорил, что вопрос повышения пенсионного возраста не терпит отлагательств. «Если нам ничего не делать в этом направлении, через несколько лет количество пенсионеров превысит количество работающих, — убеждал Силуанов. — У нас 120 работников по сути дела дают деньги, чтобы содержать 100 пенсионеров, в других странах — 150-160. Ни один пенсионный фонд этого не выдержит».
Доживут не все
«Минфин хочет добиться того, чтобы меньше людей вышло на заслуженный отдых, их жизнь на пенсии короче была, а значит, и расходы бюджета стали меньше. Но это только теория. Серьёзных расчётов последствий повышения пенсионного возраста нет! — заявляет Александр Сафонов, профессор, проректор Академии труда и социальных отношений. — Сегодня уже против такого решения выступают профсоюзы, Счетная палата, некоторые объединения работодателей. Потому что понимают — это будет плохо для людей, и не даст пользы экономике страны. Можно было бы рассматривать идею повышения возраста выхода на пенсию, если бы нашей экономике требовалась дополнительная рабочая сила. Но это не так. Экономика имеет темп роста всего 1-2%, и той рабочей силы, которая сейчас находится на рынке, предостаточно. Но это никто не учитывает. Безработица в стране низкая, потому что компании пытаются пережить кризис не путем увольнения людей, как это обычно происходит на западе, а за счет сокращения зарплаты, перехода на неполный рабочий день, отправки людей в неоплаченные отпуска и т.д. Зарплаты низкие, работы мало, но люди вроде как пристроены на работе. Если представить, что в таких условиях будет увеличен пенсионный возраст, тогда надо ответить на вопрос — а что будет происходить с занятостью молодежи? Где она будет работать? И чем займутся те пожилые люди, которых задержали на работе? Финансово-экономический блок правительства часто вспоминает, что сегодня итак продолжает работать 36% пенсионеров. Но что это за люди, никто не хочет выяснять. А это в основном лица, получившие досрочные пенсии, — полицейские, северяне, педагоги. Понятно, что они заработали пенсию к 50 годам и еще имеют силы трудиться. Но это же не значит, что все остальные могут дожить до 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины) и потом еще 5-10 лет пахать без передышки... Тем более, смертность у мужчин значительно выше, чем у женщин, особенно в некоторых регионах страны. Если посмотреть статистику по Алтаю, Тыве, Якутии, можно увидеть, что там средняя продолжительность жизни мужчин — всего 58 лет. Куда им еще повышать возраст?!»
Через 7 лет — опять в минусе
«Расчеты Академии труда и социальных отношений показывают, что при повышении пенсионного возраста бюджет только 3 года будет в плюсе, потом выйдет на нулевой эффект, а затем уйдёт в минус. Через 7 лет государство наберёт такой же объем обязательств из федерального и региональных бюджетов на содержание новых безработных предпенсионного возраста, так что все надежды и мечты Минфина рухнут, — продолжает Александр Сафонов. — Придётся платить пособие по безработице, содержать людей, чьи семьи оказались за чертой бедности.
Еще один момент, который пока трудно просчитать (наша Академия сейчас этим занимается) — пенсии по инвалидности, которые придётся платить вместо страховых. При продлении возраста мы столкнёмся с тем, что люди будут вынуждены по состоянию здоровья получать инвалидность, и бюджет будет нести дополнительную нагрузку.
Страховая пенсионная система устроена так, что чем дольше и больше ты в неё платишь, тем больше она тебе должна. Это значит, что задержав людей на работе ещё на 5-10 лет, им придётся платить более крупные суммы. И этот компонент Минфин тоже не рассчитал.
И вообще, потребность в повышении возраста по демографическим причинам в нашей стране возникнет не раньше 2022 г. Со следующего года на рынок труда начнёт выходить больше молодежи и, наоборот, будет уменьшаться количество тех, кто выходит на пенсию. Накладывать повышение пенсионного возраста на эту уходящую группу, совсем глупо».