Глава «Газпрома» Алексей Миллер сегодня в Кремле подписал контракт на закупку газа в Узбекистане.
Ранее Миллер говорил, что стороны ведут переговоры о среднесрочном контракте — сроком на пять лет.
Также «Газпром» подписал с партнерами из Узбекистана меморандум о подготовке кадров и соглашение о совместной геологоразведке и организации инжинирингово-инновационных работ, а председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, глава ЭКСАР Петр Фрадков и вице-премьер министр Узбекистана Гуламжон Ибрагимов подписали рамочное соглашение о совместной реализации инвестиционных проектов в таких областях промышленности Узбекистана как нефтегазохимия, металлургия и горная добыча.
Ранее сообщалось, что уже в текущем году «Газпром» намерен закупить в Узбекистане дополнительно 5 млрд кубометров природного газа.
«Газпром» с 2016 года закупает узбекский газ. Так, в минувшем году российская компания получила 6,2 млрд кубометров «голубого топлива» из Узбекистана.
Годом ранее российский газовый холдинг видоизменил структуру закупок среднеазиатского природного газа. В компании решили сделать ставку на Узбекистан, а не на Туркмению, с которым у российского холдинга в последние годы складываются не очень теплые отношения.
«Газпром» уже более 10 лет занимается восстановлением производства на узбекском месторождении Шахпахты. Также предприятие ведет геологоразведку на Устюртской нефтегазоносной области и уже добился заметных результатов: на Шахпахтинском участке открыто газоконденсатное месторождение Джел.
Рост значимости Узбекистана в структуре российского газового импорта из Средней Азии становится очевидным. Очередным подтверждением тому стало решение «Газпрома» прекратить закупки туркменского газа, которое было анонсировано в начале 2016 года. Тогда глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил, что российская сторона намерена увеличить закупки газа в Узбекистане.
До 2008 года Россия была основным покупателем туркменского природного газа. Тогда Туркмения поставляла в РФ около 50 млрд кубометров в год. Кризис сократил эти объемы в 2014 году до 11 млрд, а в 2015 году — до 4 млрд кубометров.
Уже несколько лет «Газпром» и «Туркменгаз» и вовсе находятся в конфликтном состоянии. А сегодня в спор сторон вмешалась и конъюнктура газового рынка. Когда-то торговать туркменским газом России было выгодно (покупали дешевле, продавали на Запад дороже), однако в настоящее время, когда цены на «голубое топливо» в мире находятся далеко от своих максимальных отметок, посредничество стало «Газпрому» не очень выгодно. К тому же, Туркмения, как сочли в «Газпроме», оказалась очень не гибкой в сфере образования цен на свое сырье. Результат известен.