Фото: Paul Zinken/DPA/Global Look Press
Германия сама в прошлом году пострадала от нападения исламистов, однако видеть в России естественную союзницу в борьбе с ними отказывается.
Городские власти Парижа и Берлина все же решили выразить сочувствие россиянам, пострадавшим накануне от рук террористов, хотя первой их реакцией было равнодушие. А пресса поначалу даже позволила себе намеки на то, что «Путин сам виноват» и сострадать тут вообще некому. Что же вынудило – пусть и с опозданием на сутки – чиновников в Париже и Берлине передумать?
Мэрия Парижа во вторник пообещала выразить солидарность с жертвами террористической атаки, произошедшей накануне в петербургском метро. «Сегодня вечером, в полночь, Париж погасит Эйфелеву башню в знак памяти жертв теракта в Санкт-Петербурге», – предупредила мэр Анн Идальго, которую цитирует РИА «Новости».
Отметим, что 22 марта, когда террористической атаке подвергся Лондон, власти Парижа тоже решили потушить огни на главной башне города, однако это было сделано в тот же вечер. Ровно за год до этого, когда мишенью боевиков стал аэропорт Брюсселя, Эйфелева башня была в тот же вечер окрашена в цвета бельгийского флага. В июне прошлого года, когда сторонник ИГИЛ устроил резню в гей-клубе Орландо (США), несмотря на разницу в часовых поясах, мэрия Парижа также откликнулась оперативно – менее чем через сутки Эйфелева башня уже была подсвечена в цвета флага США, а на самой мэрии был вывешен еще и флаг ЛГБТ.
Тот факт, что на этот раз на принятие решения властям Парижа понадобилось более суток, наводит на мысль, что причиной его стал не столько сам теракт, сколько реакция общественного мнения Франции – недоумение и возмущение равнодушием, проявленным поначалу властями к гибели россиян.
Париж выразил сострадание не сразуСреди тех, кто был возмущен, оказался и глава Координационного совета российских соотечественников Франции Дмитрий Кошко. «Вчера некоторые англоязычные газеты и другие СМИ намекали на то, что это Путин нарочно сделал, чтобы отвлечь общественное мнение от оппозиционных манифестаций. Это абсурд. У нас тут есть профессиональные русофобы – они пошли по этой линии и намекали, что, мол, конечно, нельзя подозревать, что это Путин сделал, но это происходит именно тогда, когда идут митинги и оппозиция становится все сильнее», – сказал Кошко газете ВЗГЛЯД.
«В мэрии Парижа – сильное антирусское лобби. Одна из тем – обвинение России в гомофобии. Первый день они сомневались. Но до них наконец дошло», – отметил Кошко, добавив, что на мэрию могло повлиять еще и то, что во вторник была установлена личность главного подозреваемого – уроженца Киргизии – и то, что это исламистский теракт, стало очевидно даже Франции.
Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, узнав о трагедии в Петербурге, впервые с начала украинского кризиса западные лидеры выразили свои соболезнования и предложили помощь, хотя в последние три года в России тоже случались и кровавые теракты, и другие катастрофы. Похоже, в сознании жителей Западной Европы Россия полностью демонизирована, упоминание нашей страны уже на уровне рефлекса вызывает у них лишь неприязнь. По инерции враждебно или в лучшем случае равнодушно были первоначально встречены и трагические новости из Петербурга.
Берлин признался в своем равнодушииМэрия Берлина – так та наотрез отказалась солидаризироваться с жертвами террора в России. Пресс-секретарша мэрии утром во вторник оправдывалась тем, что у Берлина нет побратимских отношений с Петербургом, а массовая гибель людей в этом городе «особых чувств» у берлинских чиновников не вызвала.
Шеф-редактор интернет-газеты World Economy (Берлин) Александр Сосновский отметил, что на теракт в петербургском метро в Германии вообще поначалу никто не обратил внимание, «проспали все». «Пожалуй, я самым первым в блогосфере задал вопрос о том, будут ли подсвечены Бранденбургские ворота в цвет российского флага. В итоге поднялся большой шум. Теперь практически вся пресса отписалась на эту тему, задавая вопросы, почему по всем другим терактам ворота подсвечивают, а про Россию забыли?» – сказал Сосновский газете ВЗГЛЯД.
Кроме того, как отметил Сосновский, прозвучал острый вопрос, что раз Берлин не город-побратим Петербурга, то, например, Гамбург – побратим, «но и там ничего не сделали». «Все сходятся во мнении, что речь в целом идет о негативном отношении прессы и политиков к России. Зато вся немецкая блогосфера пестрит абсолютно другими комментариями, почти все выражают свое сочувствие», – рассказал Сосновский. Однако, по словам Сосновского, немного «отличилась» Deutsche Welle, написав «достаточно скользкий комментарий о том, что террористы, конечно, виноваты, но виновато и руководство России», – подытожил он.
Напомним, власти США и Евросоюза в первые же часы выразили свои соболезнования. Вслед за ними аналогичное заявление сделала даже Украина. Во вторник Путин, Меркель и Олланд в телефонном разговоре договорились активизировать обмен информацией по линии спецслужб для противодействия террору. Ранее Путину позвонил Дональд Трамп – и тоже заявил о своем сострадании к жертвам.
Тель-Авив сразу проявил сочувствиеВ отличие от германской власти израильской столицы на благородный жест не поскупились. В тот же вечер, когда в Петербурге прогремел теракт, мэрия Тель-Авива была подсвечена в цвета российского триколора.
Советница градоначальника Тель-Авива Илана Михаэли сказала газете ВЗГЛЯД, что подобная практика принята в отношении тех городов, с которыми у города близкие отношения. В марте на здание проецировался флаг Англии после теракта в Лондоне, а ранее – Франции в связи с терактами в Париже. «Но с Санкт-Петербургом нас связывают особые отношения. Нам очень близок этот город по духу и по стремлению дружить, понимать друг друга. Несколько лет назад мы подписали с Санкт-Петербургом обширный договор о сотрудничестве и периодически ведем совместные культурные проекты», – сказала Михаэли.
«У многих из нас в Санкт-Петербурге живут друзья. Мы были дважды в этом городе с мэром Тель-Авива. Он произвел на нас неизгладимое впечатление: его жители, его особая атмосфера. Поэтому мы не могли остаться равнодушными. Мы, как никто, понимаем, что такое террор и как это ужасно», – пояснила она.
В свою очередь израильский публицист Владимир Бейдер подчеркнул, что Израиль сам время от времени подвергается терактам – и «для нас это больная проблема». «Мы всегда солидарны с людьми, которые пострадали в терактах. Мы – на стороне жертв. Это совершенно естественно. Теракт в Санкт-Петербурге нас потряс», – сказал Бейдер газете ВЗГЛЯД.
Лондон вообще не слышал о терактеТем временем уровень возмущения в Германии незаметно нарастал в течение всего дня во вторник. Возмущение по этому поводу выразили во вторник и крупные городские газеты – «Берлинер Цайтунг» и «Берлинер Моргенпост». Свое недоумение по этому поводу выразил и «Второй телеканал ФРГ». Даже Deutsche Welle передумала и выступила во вторник с редакционным комментарием, заявив, что берлинским властям должно быть «стыдно». Властям в итоге пришлось реагировать.
К вечеру стало известно, что Бранденбургские ворота подсвечивать не станут, но бургомистр Берлина Михаэль Мюллер все же приедет возложить венок у российского посольства. Тем временем и на балконе мэрии Мадрида на площади Пуэрта-дель-Соль также появился российский триколор. А рядовые жители многих других столиц Евросоюза кладут цветы к зданиям российских дипломатических миссий, также приносят иконы и свечи.
Что касается Великобритании, то глава ее дипломатии Борис Джонсон накануне также выразил соболезнования России, однако ни британская печать, ни блогосфера на события в Петербурге особого внимания не обратили. Одним из редких голосов недоумения по этому поводу стала колонка Кэти Хопкинс в газете «Дэйли мэйл». Колумнистка не понимает, почему либералы в Англии больше переживали о четырех погибших в Лондоне, чем о 14 погибших в Петербурге. «Или они ненавидят Путина так сильно, что россиян не считают?» – риторически спрашивает Хопкинс.
«Так скажите мне, где это проявление солидарности для российских жертв? Сколько государственных зданий будет подсвечено в цвета российского флага? Сколько людей изменили свои профили в социальных сетях в поддержку жертв?» – спрашивает она, отмечая, что вообще никто из британских знаменитостей даже не счел нужным откликаться на трагедию в Петербурге.
Текст: Андрей Резчиков, Юрий Зайнашев