Однако Харьковская областная организация «Патриота Украины» отказалась подчиниться партийному решению о роспуске, а её руководитель, бывший член ВО «Тризуб» им. С. Бандеры* Андрей Билецкий, перерегистрировал ПУ в качестве в начале областной общественной организации, а затем и всеукраинской. Молодой лидер неонацистской группировки, во внутрипартийных документах именуемый не иначе как Белый Вождь, заручился поддержкой одного из высших руководителей областного УВД и губернатора (на тот момент) области Арсена Авакова. И «Патриот Украины», а также созданная на его базе Социал-национальная ассамблея под жёлтым знаменем с чёрным «волчьим крюком» принялись бороться «за чистоту белой расы» в Харькове и по всей Украине.
ПУ продолжала поддерживать тесные отношения со «Свободой». Этому способствовала созданная Билецким тренировочная база, на которой проходили обучение боевики-неонацисты, в том числе из «дружественных» организаций. Практические занятия по ножевому бою, боям в городских условиях, штурмовому альпинизму, диверсионно-взрывной подготовке прошли несколько сотен боевиков. Так, один из идеологов «Свободы» Андрей Ильенко участвовал в полевых вишколах ПУ. Многие из обучавшихся в этих лагерях позже получили известность в ходе беспорядков на евромайдане и во время карательной экспедиции в Донбассе.
События евромайдана Белый Вождь и некоторые его соратники вроде нынешнего депутата парламента Игоря Мосийчука пропустили. Билецкий находился под судом за организацию попытки убийства харьковского журналиста Сергея Колесника, а Мосийчук отбывал наказание за подготовку теракта на День независимости в Киеве. После госпереворота все члены ПУ и СНА были выпущены на свободу как «жертвы кровавого режима Януковича». При этом рядовые боевики организаций Билецкого входили в состав «Правого сектора»*, созданного на базе ВО «Тризуб», и активно участвовали в уличных боях с правоохранителями.
С началом карательной операции в Донбассе на базе СНА и ПУ, вышедших из состава «Правого сектора», Билецкий создал батальон «Азов», известный своими зверствами в отношении мирного населения региона, позже батальон был реорганизован в полк Нацгвардии и находится в подчинении Арсена Авакова – давнего покровителя Билецкого. А уже став народным депутатом, Белый Вождь создал собственную политическую силу с названием «Национальный корпус», костяком которой стали боевики «Азова» и «Гражданского корпуса “Азов”».
Многие из аналитиков категорическим отрицали возможность объединения наци. Хотя и ходили слухи о том, что наиболее радикальные украинские неонацистские группировки могут объединиться.
Тем не менее этап размежевания трёх украинских политсил, исповедующих неонацистскую идеологию, закончился. 16 марта 2017 года пресс-служба ВО «Свобода» обнародовала текст «Национального манифеста» с перечнем политических целей, ради достижения которых «Свобода» Олега Тягнибока, «Национальный корпус» Андрея Билецкого и «Правый сектор» Андрея Тарасенко приняли решение об объединении своих усилий.
О том, для чего радикалы-неонацисты объединяются, объявил Билецкий: «Это документ, с которым мы начинам свой крестовый поход против этой власти», — сообщил он. «Завтра, когда власть будет принадлежать украинским националистам, мы реализуем этот манифест», — пообещал Тягнибок.
«Национальный манифест» представляет собой декларацию из 20 пунктов, за выполнение которых ультранационалисты, по их словам, «готовы отдать свои силы, имущество, а если нужно – жизнь». Среди них – приоритетность национальных интересов Украины, обеспечение трудовых прав граждан, запрет на продажу земель сельхозназначения, создание действенной процедуры импичмента президента и принятие закона об отзыве депутатов всех уровней, судей и должностных лиц.
Значительная часть манифеста базируется на постулатах бандеровской идеологии: создание самодостаточных территориальных общин, борьба с мигрантами и создание условий для возврата украинцев из-за рубежа, укрепление института традиционной семьи, усиление национально-патриотического воспитания, ставка на молодёжь, как наименее обременённый знаниями и опытом слой населения.
Объединённые наци намереваются культивировать традиционные ценности, укреплять национальное сознание и достоинство, а также обеспечить украинскому языку статус единственного государственного. Собираются они ликвидировать олигархический строй: вернуть в государственную собственность недра, стратегические объекты и предприятия, приватизированные после 1991 г., ликвидировать частные монополии, прекратить вывод капиталов в офшоры. А ещё, как завещали идеологи ОУН, способствовать созданию единой поместной церкви с центром в Киеве.
Любопытен перечень совместных внешнеполитических шагов нового объединения. Оно намерено признать Российскую Федерацию «государством-агрессором на всех уровнях мировой дипломатии», разорвать с ней дипломатические отношения, прекратить деятельность российского бизнеса на Украине, применить санкции к российскому капиталу, товарам и услугам. Помимо продолжения блокады «оккупированных территорий», они намерены немедленно приступить к реализации разведывательно-диверсионной, экономической и информационной составляющих «плана освобождения Крыма и Донбасса от оккупантов», а также очистить от «враждебной пропаганды» украинское информационное пространство. А залогом энергетической независимости Украины они видят развитие национальной атомной и альтернативной энергетики.
Всё это неонацисты намереваются реализовать на фоне создания «высокотехнологичной профессиональной контрактной армии, а также резервной армии, укомплектованной по территориальному принципу» и свободного владения оружием гражданами. Но и этого мало. Одна из их важнейших задач – восстановление ядерного потенциала Украины. А ещё (извините, не могу не процитировать дословно!) – «сформировать новый вектор украинской геополитики – ориентация не на Запад или Восток, а на образование нового Европейского единства – Балто-Черноморского Союза».
Оставим «украинскую геополитику» на совести так называемых учителей Тягнибока, Билецкого и Тарасенко.
Но высокотехнологичная профессиональная армия в нынешних условиях – однозначно не по зубам Украине. Она – весьма дорогое удовольствие даже для небедных стран, а уж для Украины, которая ради дополнительного кредитного миллиардика готова на любые капризы кредитора, и подавно!
То же самое касается ядерной и альтернативной энергетики. И то и другое требует огромных первоначальных затрат, изыскать которые Украина не сумеет ещё много лет.
Ещё сложнее ситуация с пунктом о восстановлении ядерного потенциала. Украина является участником Договора о нераспространении ядерного оружия, даже выход из которого повлечёт за собой отказ от любой внешней военной помощи. А уж попытки обзавестись собственным ядерным оружием и вовсе превратят её в страну-изгоя, как это было, например, с Ираном и Северной Кореей. То же самое касается «реализации разведывательно-диверсионной составляющей плана освобождения Крыма»: признание Украины на этом основании государством-террористом тоже не сулит ничего хорошего.
Проблематичным кажется и образование Балто-Черноморского союза. Помимо и без того напряжённых отношений с Польшей из-за возрождения на Украине бандеровской идеологии. На запрет в стране любых языков, кроме украинского, очень негативно отреагируют Словакия, Румыния и особенно Венгрия. Ну а то, что эта идеология с приходом к власти неонацистов-бандеровцев окончательно превратится в государственную, поставит крест на планах создания этого союза совместно с Польшей.
Приход к власти нацистов – не наша выдумка. Помимо заявления Билецкого о «походе против этой власти», о «втором этапе национальной революции», в результате которого на Украине будет установлена нацистская диктатура бандеровского образца, регулярно заявляют деятели не только объединившихся политических сил.
Как известно, смена власти в стране возможна либо демократическим путём в результате выборов, либо путём вооружённого государственного переворота. В отличие от германских нацистов, победивших на демократических выборах 1933 года, объединившимся украинским нацистам такой вариант «не светит». Просто потому, что их электоратом является достаточно узкая прослойка населения, вряд ли дотягивающая до 10% избирателей. Даже до серии коррупционных скандалов «Свобода» едва смогла набрать 30% в своём «базовом» регионе – Галичине, а после скандалов опять скатилась в маргинес.
Военный переворот? Это уже реальнее. «Правый сектор» и «Национальный корпус», помимо политических «крыльев», обладают собственными военными структурами – ДУК ПС и «Азов» соответственно. К тому же ДУК, «Азов», «Свобода» имеют серьёзные позиции в ряде других «добровольческих» карательных подразделений. Так что при необходимости они вполне способны выставить 20-25 тысяч вооружённых бойцов для захвата власти. А этого более чем достаточно для переворота.
И украинские, и ряд зарубежных наблюдателей считают, что Билецкий (и уж тем более Тарасенко) – фигура несамостоятельная, за ним стоит глава МВД Аваков, целью которого является не вооружённый захват власти, а относительно мирное смещение Порошенко и замена его другой фигурой. А вскормленный им Билецкий не осмелится пойти против воли своего патрона. Тягнибок растерял свой политический авторитет благодаря коррупционным скандалам вокруг «Свободы» и «нерешительности» в дни госпереворота, над Тарасенко сыграла злую шутку закрытость структуры «Тризуба».
Но напомним историю о том, как Янукович руками олигархов из Партии регионов вскормил «Свободу», лидера которой он видел своим «лёгким соперником» на президентских выборах 2015 года. Именно благодаря «раскрутке» Януковичем и регионалами Тягнибок обрёл политический вес, позволивший ему войти в число «лидеров майдана». Что мешает Билецкому однажды высказать претензии на роль не Белого Вождя малочисленной неонацистской группировки, а уже всеукраинского фюрера?
*организации запрещены в РФ
Александр Москаль, «Одна Родина»