Плачевное состояние портов Прибалтики ни для кого не является секретом. Постепенное введение в строй российских портов на Балтийском море и переориентация грузовых потоков отобрали у прибалтов львиную долю транзитных грузов.
Конечно, Литва, Латвия и Эстония пытаются выжить на том, что осталось. После того, как стало ясно, что никакими санкциями российские грузы в прибалтийские порты не загнать, местные власти принялись придумывать планы развития портов один другого краше. Вплоть до создания логистической цепочки Китай – Прибалтика. Желательно, минуя Россию.
Но вслед за Россией удар по прибалтийским портам нанесла Белоруссия. Не такой, конечно, мощный, как перевод грузопотоков в Усть-Лугу, но там много и не надо.
Как сообщает руководство литовских терминалов углеводородов Klaipedos nafta, за первые два месяца текущего года выручка предприятия от погрузки нефтепродуктов на терминалах в Клайпеде и Субачюс упала аж на 30.8%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компании удалось перевалить 1,186 млн. тонн нефтепродуктов, что на 23% меньше, чем в январе-феврале 2016 года.
Цифры, конечно, катастрофические, но и это не предел. Принадлежащий той же компании терминал СПГ в этом году регазифицировал и перевалил 890 тыс. мегаватт-часов газа, а это на 67,9% меньше, чем в прошлом году в эти же месяцы.
Такое катастрофическое падение показателей руководство предприятия связывает с сокращением потока транзитных углеводородов с нефтеперерабатывающих предприятий Белоруссии. Собственно, удивляться этому не приходится. Лукашенко старается выбить для себя дополнительный источник доходов, перегоняя российскую нефть на нефтепродукты. Однако России не с руки дотировать таким образом экономику соседнего государства. Соответственно прижимистый белорусский глава вполне мог и придержать излишки. На всякий случай.
Правда, от этого пострадали литовские углеводородные порты, но, как говорится, уже их проблема. Впрочем, возможно действительно гуманнее добить, чем гальванизировать?