Организаторы мероприятия «Бессмертный полк», прошедшего в прошлом году в Таллине, выиграли в суде дело против Департамента полиции и погранохраны Эстонской Республики. Как сообщает «Sputnik Эстония» в Харьюском уездном суде в Таллине состоялось открытое заседание по делу № 4−16−8826.
Напомним, что активисты Алексей Есаков, Аллан Хантсом, Сергей Чаулин, Сергей Меньков, Сергей Середенко (дежурные шествия «Бессмертный полк Таллин» 9 мая 2016 года) обратились в суд, чтобы опротестовать решение старшего следователя Северной префектуры Департамента полиции и погранохраны Эстонской Республики Андруса Ээбика. Следователь ранее решил оштрафовать Есакова, Чаулина и Хантсома на 60 евро «за отсутствие у них знаков отличия дежурных открытого собрания». На Сергея Середенко был наложен штраф в 120 евро, на Сергея Менькова в 180 евро — «за их отсутствие на открытом собрании и неисполнение обязанностей дежурных открытого собрания». При этом, 7 мая 2016 года префект Северной префектуры Департамента полиции и погранохраны полковник полиции Кристиан Яани решением за номером 2.1−2/962−1 запретил проведение зарегистрированного в Департаменте полиции и погранохраны шествия «Бессмертный полк Таллин».
Абсурдность ситуации заключалась в том, что извещенные о запрете полиции на проведение шествия люди, собравшиеся на праздник 9 мая, пошли к «Бронзовому Солдату» стихийно сформировавшейся колонной. Поскольку официально мероприятие было отменено, значит, дежурных на нем быть не могло. Несмотря на это активистов решили наказать за отсутствие на запрещенном полицией мероприятии или за отсутствие у них знаков отличия дежурных — опять же, на запрещенном полицией мероприятии. В суд был вызван капитан полиции Марко Виллемсон, руководивший 9-го мая полицейским оцеплением и объявившем об отмене полицией шествия. Он и подал жалобу о нарушении «Закона об охране порядка» через месяц после Дня Победы. Собственно, эта жалоба и послужила началом судебного процесса. Представленные суду видеозаписи с полицейских машин, патрулировавших 9 мая 2016 года в районе улицы Одра и Фильтри в Таллине, ничего, кроме достаточно спокойного поведения и полиции, и людей, не продемонстрировали.
Аллан Хантсом назвал данный процесс по-своему уникальным, так как разбиралась жалоба против несправедливого решения полиции. В итоге судебного заседания судья Ингрид Куллерканн постановила отменить решение старшего следователя Северной префектуры Департамента полиции и погранохраны о штрафах «в связи с отсутствием признаков состава преступления». Судья, однако, отказала в удовлетворении ходатайства о возмещении расходов, которые были понесены истцами в процессе обращения в суд. Тем не менее, истцы не планируют обжаловать эту часть судебного решения. «Мне понравилось сегодня в суде. Но надеюсь, на такие мероприятия меня больше приглашать не станут. Надеюсь также, что полиция будет все-таки учиться, если не на чужих, то хотя бы на своих ошибках. И больше не будет переливать из пустого в порожнее и высасывать выдуманные обвинения из пальца. Считаю, что суд вынес правильное решение, судья была объективна», — поделился своими впечатлениями о прошедшем заседании Алексей Есаков. Однако Есаков отметил, что легкое чувство неудовлетворенности у него все же осталось, поскольку «чиновники не были призваны к ответу за свои нерадивые решения».
Некоторые подробности слушания дела для портала BaltNews.ee раскрыл юрист-правозащитник Сергей Середенко. «Фактически я излагал содержание жалобы, причём в очень укороченном виде, поскольку она очень объемная. Если очень коротко, то за меня совершенно замечательно ответил Аллан Хантсом. Он сказал, что процесс абсолютно кафкианский, потому что нас обвинили в том, что мы не провели запрещённое полицией собрание, и обвинила нас в этом сама полиция. Поэтому разбираться в этом абсурде пришлось очень серьезно. Выяснилось, что сам перевод положений, касающихся свободы собраний, свободы СМИ, основных прав человека в законе об охране порядка произошел с многочисленными нарушениями самой свободы собраний. И мне пришлось сказать, что не существует какой-то отдельной эстонской свободы собраний, латвийской свободы собраний, бельгийской свободы собраний. Свобода собраний универсальна по определению, она везде одинакова, и в данном случае свобода собраний оказалась очень здорово ущемлена», — сказал Середенко.
Правозащитник добавил: «Это переход всех компетенций к полиции. Начиная с того, что полиция теперь регистрирует уведомление о собраниях, полиция сама привносит решение позволять или не позволять, полиция сама выносит решение запрещать или не запрещать, а потом сама же ещё и карает за это. В данном случае, если смотреть на дело шире, то я сказал, что суть дела состоит в борьбе национального государства с правовым государством. И это действительно определяющий момент, потому что национальное государство категорически не хочет, чтобы сложился новый обычай — обычай „Бессмертного полка“ в Таллине, и они делают всё возможное для того, чтобы этого не случилось. Активисты „Бессмертного полка“ подверглись совершенно беспрецедентным преследованиям, все эти преследования мы отразили в судебных материалах, хотя они прямого отношения к этому делу не имеют. Но по всей видимости эта история будет иметь продолжение…»