«Ни рыбы, ни мяса, одни только щи да каша!», — примерно так питались в стародавние времена русские солдаты. Служили тогда ни год как нынче, и не два, а практически всю жизнь, до самой своей кончины от немощи или в бою. Чаще, конечно, в бою.
Не завидная это была жизнь. Дело не только в той опасности, что сопровождает обычно служивого, но и в чисто бытовой специфике. Ведь даже если он не участвовал в боевых действиях, все равно не мог толком отдохнуть. В частности, сытно и вкусно поесть. В этом убеждает выставка, открытая в Военно-медицинском музее Министерства обороны РФ, что в Лазаретном переулке Петербурга. Приурочена она к профессиональному празднику защитников Отечества и к появившемуся сравнительно недавно, три года назад Дню продовольственной и вещевой службы ВС РФ.
Именно в феврале, «года 1700, 18-го дня» был обнародован указ Петра Первого об учреждении в русской армии новой должности — генерал-провианта, которому поручалось контролировать качество и количество продуктов, поставляемых в войска. Петр, известно, почти всё время своего царствования c кем-то воевал, возвращая русские земли, равно как и проливы, реки, моря, присовокупляя новые. Для этого требовалась во всех отношениях сильная, боеспособная армия.
— Как питались наши солдатики до этого указа? Да кто как мог, рассчитывая исключительно на свои силы и возможности, — знакомит корреспондента «СП» с экспозицией младший научный сотрудник музея Марина Чирцова. — Все получали определенное денежное довольствие, скидывались, создавая что-то вроде артелей, закупали необходимые продукты, сами и готовили. К слову, всем знакомое слово «однокашники» родом как раз их давних времен. Буквально оно означает «питающиеся из одного котелка, одной кашей».
С созданием службы провианта, а затем, в 1710-м году, утверждения норм питания военнослужащих всех чинов, впервые в России был разработан суточный рацион, согласно которому каждому выдавался паек. Если верить дошедшей до наших дней легенде, царь Петр лично …