Наши люди в Голливуде
«Я по родителям — рижанка!» — гордо заявила в эксклюзивном интервью газете «СЕГОДНЯ» знаменитый американский продюсер Рафаэлла Нейхаузен, чей фильм «Скрипка Джо» выдвинут на престижную кинопремию «Оскар»
Торжественная церемония вручения наград состоится в Лос–Анджелесе совсем скоро — 26 февраля. О документальном фильме «Скрипка Джо» (Joe's Violin) сейчас говорят кинокритики всего мира. Это трогательная история о том, как 91–летний музыкант, переживший Холокост, жертвует свою скрипку 12–летней школьнице из Бронкса и тем самым навсегда изменяет как ее жизнь, так и свою собственную.
Продюсером картины выступила знаменитая Рафаэлла Нейхаузен, которая, как оказалось, прекрасно говорит на русском языке. Что вовсе не удивительно, ведь она родилась в Нью–Йорке в 1976 году в семье прославленных экс–рижан: ее мама, певица Аэлита Фитингоф, в свое время открывала в Старой Риге комсомольско–молодежное джаз–кафе «Аллегро».
А еще она пела в культовом юрмальском ресторане «Лидо». Кроме того, Аэлита Фитингоф первой исполнила в Москве, на Центральном телевидении, знаменитую песню «Ноктюрн» («Ночью в узких улочках Риги») нашего культового композитора Александра Кублинского. Примечательно, что она до сих пор исполняет этот неофициальный гимн Риги по всему миру.
А отец Рафаэллы Яков Нейхаузен (за океаном он превратился в Джека) стал известнейшим музыкальным импресарио, который работал со звездами первой величины. Недавно вышла его поистине энциклопедическая книга о Риге на русском языке «Спасибо, мистер Никсон!», которая даже попала в библиотеку конгресса США в Вашингтоне.
Рижские корни
— Рафаэлла, хоть вы и родились в Нью–Йорке, но, как я понимаю, Рига для вас тоже родной город?
— Конечно! В нашей семье всегда царил настоящий культ Риги. Так что я с самого детства росла в рижской атмосфере. Кругом картины, пейзажи, напоминающие об этом городе, в котором я всегда мечтала побывать. Даже в моей спальне папа нарисовал во всю стену вид Старой Риги.
Мои родители в Америке с 1972 года. С тех пор они постоянно на связи со своими старыми друзьями. Получается, уже ровно 45 лет. Мои дедушка и бабушка, родители мамы, также всегда вспоминали Ригу. Меня часто спрашивают, откуда у меня такая тяга к кино. Все очень просто: мой дедушка по папиной линии был невероятным киноманом. Он снял немало любительских фильмов и в СССР, и в Америке. Так что эта страсть передалась и мне.
А еще мои предки разговаривали на нескольких языках. Я владею шестью, в том числе русским.
— Когда вы побывали в Риге впервые?
— Когда мне было 16 лет. А в последний раз я приезжала летом на конгресс штатников, который собрал бывших рижан со всего мира. Мы отдыхали в Юрмале целый месяц. Всей семьей охотно проходили различные полезные процедуры в одном из санаториев.
Конечно, большое впечатление производит архитектура Риги. Это настоящий музей под открытым небом. Я слышала споры о новом здании Латвийской национальной библиотеки. Да, я тоже считаю, что модерн не всегда уместен. «Коробка» библиотеки мне напомнила скорее какую–то декорацию на киностудии, а не реальное здание.
Летом много ездила по Латвии. Очень понравился городок Тукумс. Республика действительно красивая. Я побывала почти во всех уголках земного шара, так что мне есть с чем сравнить.
Палка о двух концах
— Что не понравилось? Только честно.
— Удивили мизерные пенсии. А еще люди жаловались на то, что закрылась масса заводов и фабрик. Многие отдали тому или иному производству всю свою жизнь, а теперь они проходят мимо и видят торговый центр или просто заброшенные цеха.
Я знаю, что латвийские власти с гордостью говорят, что зато в стране теперь чистейший воздух. Но тут, как говорится, палка о двух концах. Да, воздуху закрытие заводов и фабрик, может, и помогло, но экономике — точно нет.
Посмотрите, как наш новый президент Дональд Трамп заботится о том, чтобы люди были обеспечены работой. Мне кажется, это самая главная задача руководителя любого государства.
— А что вас удивило больше всего?
— Люди! Запомнились интереснейшие встречи с друзьями моих родителей. Просто удивительно, что они сохранили дружбу на протяжении стольких лет. Ведь сегодня даже переезд в другой район города может поставить крест на дружбе. Я поняла, что в те старые добрые времена к друзьям относились совсем иначе.
А еще меня поразила публика, которая собиралась на концертах моей мамы. Зрители так внимательно ее слушали. В прямом смысле затаив дыхание. Это что–то потрясающее. Атмосфера в залах была совершенно необычной.
В восторге от поездки и мой сын Без. Он даже научился ездить на велосипеде в Юрмале. Примечательно, что вечно холодное Балтийское море ему показалось теплым. Его невозможно было вытащить из воды. Тут он точно рижанин!
Скрипка для девочки
— Как родилась идея фильма «Скрипка Джо»?
— В прошлом году мы со своей подругой, кинодиректором Kахайн Куперман, решили снять очередной документальный короткометражный фильм. Вопрос: о чем? Идею подсказала сама жизнь.
В Нью–Йорке и Нью–Джерси проходила благотворительная кампания в помощь неимущим детям — ученикам музыкальных и обычных школ. Замечу, что благотворительность — это вообще генетическая сущность американцев. Музыкальные программы есть везде, а вот с хорошими инструментами всегда проблема. Не все родители и даже школы могут их приобрести.
Но в наших краях полно пенсионеров–музыкантов, которые давно уже не играют на своих инструментах. Да и во многих домах на чердаках можно отыскать уже никому не нужные скрипки, флейты и даже контрабасы. И вот народ понес инструменты всех сортов и калибров в специальные места сбора.
Подробности читайте в новом номере «СЕГОДНЯ» 23 февраля