Мы знаем о истории религий чудовищно мало и на это есть множество причин. Слишком часто поборники веры боятся исторических текстов о религии, дабы уберечь адептов от «лишней» информации. Не менее часто путаются сами понятия «религия» и «вера». Религия уж точно имеет свою историю, которую не лишне знать, чтобы не вести себя как варвар, а вот вера – понятие духовное и его метафизика носит слишком личный характер, даже если мы говорим о вере миллионов. Постарайтесь понять, что перед нами «бомба» с точки зрения истории религии и исследования человеческой жизни, в которых нет ни малейшего стремления оскорбить или поколебать чью-то веру. Одной из самых лучших и глубоких религиоведов мира Карен Армстронг можно довериться.
«СВЯТОЙ ПАВЕЛ: Апостол, которого мы любим ненавидеть»
«Альпина нон-фикшн», 2017
Первый век нашей эры был наполнен событиями со своими историческими предпосылками и последствиями. Глупо отрицать данные археологии и письменные источники. Иудея ожидала Мессию, который должен был спасти их мир, а не весь мир целиком. Предсказания указывали не на человека извне, а на потомка рода царя Давида, и первые христианские апостолы чтили Тору не меньше фарисеев и представителей других направлений иудейской религии. История рождения, проповеди и гибели Мессии могла бы затеряться в окровавленных песках подавленного несколько десятилетий спустя Иудейского восстания и в течении времени, если бы слова и поступки одного человека. Его звали Саул или Савл, а привычным для нас стало его позднее имя – Павел.
Апостол Павел явился тем человеком, который стал действительным отцом христианства как мировой религии. Он принял два весьма парадоксальных для своей среды и статуса решения, которые в действительности изменили мир. Павел сделал христианство не только обновлением иудейского учения, он проповедовал учение Христа, не только в еврейских диаспорах, но и среди представителей других национальностей. Сегодня это звучит странно, но в первом веке нашей эры последователи Христа не могли быть не обрезанными, и таковых не допускали к таинству Причастия (сакральная трапеза с вкушением тела Господня).
Потрясающий тонкий момент истории религии: кто может быть допущен к прощению и святости? Апостол Павел сделал христианство отдельным от иудейских истоков направлением духовных поисков и заложил основы мировой славы Христа, трактуя его своим сердцем. Он впустил униженных и язычников за стол святой трапезы, и, когда читаешь эту книгу, для читателя неминуем вопрос: а как бы развивались события, если бы апостола Павла не было.