В разговорах о России, ведущихся в Финляндии и других западных странах, есть что-то странное. Они были «особенными» еще до войны на Украине, но после нее стали уж совсем «своеобразными».
Странность заключается не только в том, что утверждения о России частично оказываются ложью. Конечно, они содержат ряд ошибок, неточности и полуправду, но это считается нормальным для СМИ при обсуждении и других вопросов. Своеобразность больше связана с тем, кто и как преподносит эти утверждения.
Журналисты, политики и медиаперсоны, которые ни за что не бросились бы критиковать государственную экономическую систему в духе, типичном для анархистов и капиталистов, считают вполне естественным делать это в отношении России.
Влиятельные люди в сфере СМИ, которые не публикуют новости, если боятся, что могут их содержанием задеть, например, нынешнего президента США, без колебаний критикуют президента России. Никто из руководителей страны реального социализма — по крайней мере, после Сталина — не был выставлен в таком плохом свете, как Путин, который является президентом страны реального капитализма.
Обогащение одних за счет других, коррупция на государственном уровне, отсутствие демократии, нарушение прав человека, государственная политика, основывающаяся на насилии, угрозы ядерной войной — очень неприятные явления. Но это является нормой, в том числе, и среди «западных стран» и их союзников.
Когда все зло нашего мира обнаруживают только в России, она кажется матерью всех бед. Война против такого врага кажется вполне оправданным делом. Некоторые, похоже, представляют, что таким образом можно будет избавиться от большинства мировых проблем.
Откуда появилась эта бестолковая мысль, кто за ней стоит? Можно приукрасить свой дом и выкинуть все плохое, вообразив, что все зло находится за его пределами. Такое часто происходит в истории и повседневной жизни. Соринку в чужом глазу заметить проще, чем бревно в своем.
Причина также кроется в том, что Европа придерживается традиции отбрасывать все плохое на Восток, и особенно в сторону России. С другой стороны, у России есть давние традиции копировать Запад, добавляя к этому часть своей культуры, чтобы появились небольшие различия. Ведь даже слова капитализм и kapitalismi производят разное впечатление.
Прежде всего, говоря о своеобразном обсуждении России, нужно, вероятно, вести речь о триумфе техники инженерии общества. При помощи новых методов пропаганды в конце Первой мировой войны американцев-пацифистов смогли за короткий срок обратить в сторонников войны. С приходом мирного времени методы пропаганды начали оттачивать с еще большим усердием.
Отец современного искусства манипуляции Эдвард Бернейс (Edward Bernays), сын сестры Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud), считал, что цель пропаганды — «сделать демократию безопасной». При помощи манипуляций с общественным мнением можно было сделать так, чтобы «массы», только что получившие право голоса, не смогли неподобающим поведением поставить под угрозу положение элиты и существующее государственное устройство. В конце концов, технику пропаганды начали применять в самих пропагандистских выступлениях: лишь противник обвинялся в пропаганде; «мы», в свою очередь, прибегаем к рекламе и пиару.
Военно-промышленному комплексу США и Западной Европы требуется образ угрозы и врага. Если этих образов нет, то их нужно создать при помощи пропаганды. После распада Советского Союза террористы-мусульмане какое-то время годились для образа врага, но оправдывать использование танков, истребителей, авианосцев, подлодок и другого оружия для этих задач становилось все сложнее.
Из России гораздо легче было создать ужасного врага, который оправдал бы вооружение стран НАТО — например, траты США в 2015 году в размере 600 миллиардов долларов на 800 зарубежных военных баз, 11 эсминцев и другую технику для убийств. При этом военные расходы России составляют 66 миллиардов долларов, она имеет восемь военных баз, расположенных в странах бывшего СССР, две базы за пределами бывшего СССР и один авианосец.
У сделок по продажам вооружения, приносящих так много пользы организациям-производителям оружия и экономике многих стран, есть и обратная сторона. Хотя основной целью создания образа врага не является нападение на Россию, результатом может быть возрастание военного напряжения, неправильное толкование действий противника, неправильная реакция, и, как следствие, война. Ситуация практически неизбежно может привести к ядерной войне.
Важной причиной того, что западные страны так легко попадаются на крючок пропаганды, является неправильное представление о ее природе. Манипуляция мнением не всегда основывается на распространении лжи, скорее − на мастерском формировании ложных представлений. Внимание общества можно привлечь только к одному вопросу, и тогда полноценная картина останется непонятной.
Автор статьи — свободный писатель и исследователь