17 января 2017 г.
Вопрос: Как Вы можете прокомментировать вынесенное Европейским Судом по правам человека постановление по жалобе «А.Х. и другие против Российской Федерации» в связи с запретом в России на усыновление американскими гражданами российских детей?
Ответ: Хотелось бы напомнить, что Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ, известный как «закон Димы Яковлева», был принят в качестве закономерной и законной ответной меры российских властей на грубые масштабные нарушения со стороны граждан США прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних россиян, усыновленных американскими семьями.
Имеется огромный массив свидетельств того, что наши дети в приемных американских семьях подвергались пыткам, жестокому и бесчеловечному обращению, что зачастую приводило к летальным исходам. Судебные процессы по делам об избиениях или убийствах малолетних россиян в США завершались формальными сроками, а в некоторых случаях – виновных выпускали на свободу прямо из судебного зала.
Халатность, приводившая к поражению прав российских детей, отмечалась и со стороны Государственного департамента США, который оставался безмолвен к нашим обращениям и призывам оказывать содействие, и в целом при Б.Обаме занимал крайне пассивную, если не деструктивную, позицию по «детским» делам. Желания и способности американских властей принять необходимые меры для справедливого наказания виновных и предотвращения подобных ситуаций в будущем мы не наблюдали. В этом – основная мотивация принятия полностью оправдавшего себя закона о запрете усыновления. По-прежнему не наблюдаем абсолютно никаких оснований для его корректировки или отмены.
Возвращаясь к упомянутому постановлению ЕСПЧ, хотел бы привлечь внимание к тому, что в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации принятие и изменение федеральных законов находится исключительно в ведении Российской Федерации.
Вызывает также недоумение то, что Суд создал в отношении американских граждан преференции, позволяющие им обращаться в ЕСПЧ без надлежащего и обязательного для остальных участников Европейской конвенции о правах человека исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.
Большинство из потенциальных американских усыновителей, от чьего имени был подан иск, не были зарегистрированы в официальном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который находится в ведении Минобрнауки России. Они также не подавали заявлений в российские суды об усыновлении/удочерении. Это означает, что процедура усыновления в рамках действующего законодательства ими даже не была начата.
Доводы о том, что у потенциальных родителей уже появились семейные отношения с российскими детьми являются безосновательными, преждевременными и похожи на спекуляцию. Многие из желающих усыновить ребенка видели его всего несколько раз, а некоторые не встречались вовсе.
К сожалению, ЕСПЧ не учел доводы, представленные Россией, и присудил заявителям компенсацию за моральный вред. Этот сугубо меркантильный фактор, видимо, истцов волновал гораздо больше, нежели декларируемые ими «пробудившиеся» родительские чувства. Действия американских граждан, на наш взгляд, не имеют ничего общего с заботой о судьбе российских детей.
По информации из Министерства юстиции России данное постановление будет обжаловано в Большую Палату ЕСПЧ. Рассчитываем на то, что Суд обратит внимание на многочисленные, подкреплённые конкретными доказательствами аргументы российской стороны и пересмотрит принятое постановление.
Будем держать это дело на контроле, продолжая взаимодействовать с Минюстом России – головным российским ведомством в сфере отношений с ЕСПЧ.