Интересно, что этот счет выставлен не за закупленный Украиной газ, а является следствием договора между «Нафтогазом» и «Газпромом», который был подписан в 2010 году тогдашним украинским премьером Юлией Тимошенко.
В этом договоре был заложен принцип «бери или плати», который предполагает, что в случае того, если Украина не будет закупать у России определенные объемы природного газа, она будет обязана выплатить «Газпрому» финансовую неустойку.
В «Нафтогазе» заявили, что эта украинская государственная компания не планирует оплачивать данный счет до принятия решения Стокгольмского арбитража по этому контракту и вообще правомерности принципа «бери или плати».
Отметим, что в настоящее время иск по данному международному экономическому спору уже зарегистрирован в Стокгольмской торговой палате.
Впрочем, даже если Стокгольмский арбитраж признает правоту «Газпрома», украинская сторона все равно не сможет выплатить России требуемую неустойку по причине отсутствия каких-либо свободных резервов в государственном бюджете Украины.
Ведущий эксперт Фонда национальной безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что ситуация во всех финансовых спорах России с Украиной местами напоминает один бородатый анекдот.
«Когда вы мало должны – это ваши проблемы, а когда вы много должны – это уже проблемы тех людей, которые вам одолжили деньги. Дело в том, что общая сумма исков «Газпрома» в Стокгольмский арбитраж к Украине по условию «бери или плати» составляет больше 30 млрд долларов США, а сам государственный бюджет Украины это, по сути, сопоставимая с этими требованиями сумма», — заключает Юшков.
Напомним, что сейчас общие требования «Газпрома» по иску в Стокгольмский арбитраж(без учета этого последнего счета) составляют 31,75 млрд долларов, причем вынесение конечного решения в Швеции планируется на конец марта текущего 2017 года.
«Естественно, украинская сторона в такой ситуации отказывается платить, хотя бы по той причине, что в противном случае ей придется признавать само условие «бери или плати», а Украина, в конечном счете, протестует именно против этого принципа данного договора на закупку газа. В результате, действительно очень интересно, какое решение на этот счет вынесет Стокгольмский арбитраж», — резюмирует Юшков.
По словам Юшкова, получается, что если Арбитраж признает правомерность этого контракта между компаниям «Нафтогаз» и «Газпром», то украинцам придется выплатить 37 млрд долларов, что на практике является даже не дефолтом, а тотальным банкротством всего украинского государства.
«Поэтому Стокгольмский арбитраж сейчас, вероятно, осознает, что он выносит решение не только о самом предмете конкретного коммерческого спора, но и о том, банкротить или не банкротить всю Украину, как целую страну», — констатирует Юшков.
В результате, как считает Юшков, этот вопрос становится политическим, несмотря на тот факт, каким бы хваленым не было европейское правосудие.
«Из-за этого данный процесс очень сильно политизирован, поэтому Стокгольмский арбитраж может пойти на определенную уступку Украине и попытаться принять по этому делу какое-то компромиссное решение», — заключает Юшков.
По мнению Юшкова, Арбитраж может вычесть требования «Нафтогаза» из требований «Газпрома» и сделать вид, что обе стороны в этом споре являются правыми.
Здесь важно понимать, что в рамках стокгольмского спора «Газпром» и «Нафтогаз» имеют требования друг к другу, причем украинцы по надуманным основаниям требуют от России 18,1 млрд долларов за переплаченный газ в период с мая 2011 года по октябрь 2015.
«Таким образом, Арбитраж может «сократить» возможные убытки украинской стороны, но «Газпром», в любом случае, должен в этом споре оставаться «в плюсе». И есть очень большая вероятность, что в Стокгольме будет принято именно такое решение, т.е. арбитры снизят объем требований «Газпрома» к украинской стороне, но, при этом, там будет признана общая правота российской компании», — резюмирует Юшков.
Дело в том, как считает Юшков, удовлетворение украинских требований будет носить абсолютно антиправовой характер.
«Ведь существует контракт, и он опубликован в интернете, что является уникальной ситуацией для такого рода соглашений, поэтому как против него можно пойти даже в условиях такого политически ангажированного разбирательства – совершенно неясно», — констатирует Юшков.
Тем более, «постмайданные» власти Украины его де-факто подтвердили, когда выпустили на свободу Юлию Тимошенко и других официальных лиц, которые были ответственны за его подписание и которые были посажены за это в тюрьму при свергнутном президенте Украины Виктор Януковиче.
«К тому же, сейчас мы видим практику, когда европейские официальные лица отказываются от односторонней антироссийской политики – разрешение Еврокомиссии по газопроводу Opal является здесь явственным подтверждением», — заключает Юшков.
Дмитрий Сикорский,«Экономика сегодня»
http://news-front.info/2017/01/18/bez-zhalosti-gazprom-skoro...