Россия умудряется господствовать в международных делах, хотя её экономика находится на грани краха, в российской армии сейчас меньше военнослужащих, чем у Индии, а по численности населения она уже уступает Нигерии, пишет канадское издание National Post.
По мнению экспертов, Путин умело использует мастерство своих блестящих дипломатов и традиционный «жёсткий подход», чтобы реализовать свои цели на мировой арене.
В промежутках между хакерскими атаками на избирательную систему США и военной кампанией в Сирии Россия умудряется господствовать в международных делах, хотя по масштабам экономики она уступает Канаде, а по численности населения — Нигерии, Бангладеш и Бразилии, пишет National Post. В 2016 году ВВП России составил около 1,3 триллиона долларов, что примерно равно ВВП Австралии, население которой в 6 раз меньше, а территория вдвое меньше, чем у России.
Журналисты National Post связались с различными историками, политологами и дипломатами, чтобы выяснить у них, как же получилось, что Россия, чья экономика «находится на грани краха», в действительности «правит миром»? Эксперты назвали несколько важных предпосылок, которые этому способствовали. «Иногда карманный пистолет оказывается настолько же эффективным, насколько и бомба с лазерной системой наведения», — говорится в статье. И хотя военный бюджет России составляет всего одну десятую часть от военного бюджета США, в российской армии сейчас меньше военнослужащих, чем у Индии, а за главным кораблём российского флота «повсюду должны неустанно следовать буксиры» на случай внезапной поломки — однако, по всей видимости, Москве этого вполне достаточно, отмечает автор.
Россия мастерски научилась распространять в мире своё влияние, тратя при этом довольно скромные средства: Крым «был захвачен без единого выстрела», а сирийская кампания обошлась ей всего в 500 миллионов долларов — США «потратили столько же денег на военную подготовку сирийских повстанцев», пишет National Post. Здесь важен не столько размер российской армии, сколько «демонстративная готовность» Кремля пустить её в ход, отмечается в статье: «С 2000 года Россия отправляла свои войска в бой уже не менее пяти раз — в Чечне, в приграничных районах Кавказа, в Грузии, в Донбассе и, разумеется, в Сирии».
В то же время Россия, как и Израиль, «никогда точно не знает, кому она может доверять», поэтому можно предположить, что её «агрессивный подход» к внешней политике отчасти складывается под воздействием окружения. Прежние члены организации Варшавского договора вышли из неё практически сразу после падения Берлинской стены, затем то же самое сделали и бывшие советские республики, три из которых сегодня входят в состав НАТО. Кроме того, Россия также сталкивается с проблемой терроризма на Кавказе, а её огромный, малонаселённый и богатый природными ресурсами Дальний Восток граничит с «экспансионистским» Китаем, отмечается в статье. Если бы Канаде, к примеру, «посчастливилось» граничить с Северной Кореей, Азербайджаном или десятком других относительно нестабильных стран с «весьма сомнительными намерениями», то вполне возможно, что она тоже вела бы себя «не слишком вежливо», считает National Post.
Кроме того, на внешнеполитической арене Россия активно использует своё право вето в Совете Безопасности ООН, которое досталось ей в наследство от Советского Союза. С 2000 года Россия наложила вето на 13 резолюций Совбеза ООН, которые в основном касались Ближнего Востока — в то время как Франция и Великобритания не прибегали к вето с 1989 года, констатирует автор. И такая готовность России в любой момент использовать своё право вето «порождает необходимость» вовлекать её в процесс обсуждения глобальных кризисов, говорится в статье. Кроме того, в её распоряжении есть «блестящие дипломаты», которых во всём мире считают «блестяще подготовленными, упорными и высокопрофессиональными» ещё с советских времён. И хотя «под жёстким контролем Путина» российский дипломатический корпус, возможно, частично лишился своего лоска, однако ему по-прежнему удаётся достигать серьёзных внешнеполитических успехов, в числе которых успешное заключение соглашения по сирийскому химическому оружию, сближение с Китаем и создание Евразийского экономического союза с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией, напоминает National Post.
Это отражает стратегические приоритеты Москвы. К началу 2016 года рубль потерял по сравнению с 2014 годом почти половину своей стоимости к доллару США, российская экономика сокращается, а реальные доходы населения в 2016 году упали на 9%. Россия достигла той точки, в которой большинство стран быстро свернули бы все свои внешнеполитические начинания и сосредоточились бы на внутренних проблемах, отмечается в статье. Однако она придерживается противоположной стратегии, пытаясь отвлечься от экономических трудностей и сосредоточиться на повышении своего геополитического статуса. «Российская мантра заключается в том, что Россия — великая держава (что на самом деле довольно сомнительно — если не учитывать площадь её территории и ядерное оружие), и Кремлю удалось спроецировать этот образ на международную арену», — считает Джинни Уилсон, эксперт по внешней политике России в колледже Уитон. Это можно рассматривать двояко: либо Россия сознательно решила «пожертвовать богатством» ради престижа, либо Путин отвлекает внимание от тяжёлой экономической ситуации посредством «побед» за рубежом. Канцлер Германии Ангела Меркель придерживается второй точки зрения в отношении Путина: «Он боится собственной слабости. У России нет ничего — ни успешной политики, ни экономики», — заявила Меркель после их знаменитой встречи в 2007 году, на которую Путин взял с собой большую чёрную собаку, чтобы вывести из равновесия Меркель, которая боится собак, пишет National Post.
При этом Россию можно легко выставить «главным злодеем», как любят делать западные СМИ. Например, заголовок одного из британских таблоидов гласил: «Возможно, Россия организовала секс-атаки мигрантов в Европе, чтобы Ангела Меркель проиграла выборы в Германии». Это совершенно нелепое предложение, подчёркивает автор — однако британские читатели теперь вполне могут представить себе, что Кремль способен высадить в Западной Европе «десант насильников». Даже критики признают, что хотя Россию трудно назвать «абсолютно невинной», она часто получает в свой адрес совершенно непропорциональную долю осуждения и критики лишь потому, что западным политикам проще зарабатывать очки, осыпая критикой бывшего врага эпохи холодной войны. «Да, Владимир Путин — авторитарный лидер, да, он пользуется незаконными методами для подавления оппозиции и недовольства, однако это мелочи по сравнению с тем, чем ежедневно занимаются наши союзники», — отметил в интервью National Post историк из университета Далхаузи Норман Перейра. Он напомнил при этом, что власти Турции (члена НАТО и давнего союзника Запада) до сих пор проводят массовые чистки, чтобы избавиться от всех предполагаемых политических оппонентов после неудачной попытки государственного переворота в 2016 году.
В то же время Россия без колебаний использует жёсткий подход, когда считает это необходимым. Например, когда боевики «Хезболлы» похитили в 1985 году четырёх российских дипломатов в Бейруте, агенты КГБ в ответ сразу же убили одного из членов семьи лидера «Хезболлы» и отправили кусочек его тела похитителям, пишет National Post. Вскоре после этого всех российских заложников освободили. Многие эксперты отмечали в интервью National Post российскую «культуру жёсткости», которая позволяет «свободно переходить те границы, которые многие другие страны никогда не стали бы так открыто нарушать». Даже Джордж Буш, стоявший на руинах Всемирного торгового центра, не позволял себе использовать такие жёсткие формулировки, как Путин, который пообещал в 1999 году «замочить в сортире» террористов, напоминает автор. Кроме того, Россия является одной из двух стран, способных уничтожить жизнь на планете. По данным Ploughshares Fund, Россия обладает самым большим в мире ядерным арсеналом — 7300 единиц ядерного оружия. Великобритания и Франция теоретически способны уничтожить большую часть Западной Европы, однако только Россия и США в случае конфликта могут сделать радиоактивной всю нашу планету, предупреждает National Post.