Министерство труда и социальной защиты РФ работает над созданием реабилитационных центров для мужчин, поднявших руку на своих близких. Об этом журналистам сообщил замминистра образования, член правительственной комиссии по делам несовершеннолетних Вениамин Каганов.
Фото: Global Look
Проект разрабатывается по поручению вице-премьера Ольги Голодец. Минтруд должен проработать вопрос и до 15 апреля представить свою точку зрения в правительство. Эта тема обсуждалась на недавнем заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, но "пока это просто постановка вопроса".
Заместитель министра считает несправедливым, что женщины с детьми, страдающие от побоев, вынуждены уходить из дома. "Справедливее было бы, если бы было наоборот - помещать куда-то мужчин на время, чтобы они не мешали своей семье жить", - отметил чиновник.
В Минтруда этот вопрос не комментируют.
Председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак, принимавший участие в заседании, на котором поднимался вопрос о реабилитационных центрах, настаивает, что такие учреждения нужно создавать не только в крупных городах, но и в маленьких населенных пунктах. Они могут проводить комплексные программы психологической и педагогической помощи. Психологи, например, обучат мужчин управлению гневом, а педагоги объяснят, что бить детей за невыученные уроки неправильно: желаемого нужно добиваться другими способами.
Однако, чтобы центры заработали, потребуется корректировка законов, отметил эксперт. Сегодня по закону помощь человеку можно оказать только добровольно, и даже жалоба избиваемой жены на агрессивного супруга не может ничего изменить. Вопрос о том, как ввести принудительное воздействие на дебоширов в правовое поле, также обсуждался в правкомиссии.
По словам Спивака, за рубежом для утихомиривания разбушевавшихся супругов существует широкий спектр мер воздействия. Решение в каждом конкретном случае принимает суд: дебошира могут заставить пройти курс реабилитации, курс психологической помощи или ограничить общение с пострадавшими. "Именно обязать. У нас такого нет. Это никак не вписывается в наше законодательство", - добавил глава фонда.
Эксперт отмечает, что в России домашнее насилие довольно распространено, однако говорить об этом за пределами семьи не принято: такова традиция, и к тому же пострадавшему мало кто может помочь.
Писательница и общественный деятель Мария Арбатова считает, что нашей стране, где ежегодно 15 тысяч женщин гибнут в результате домашних побоев, нужен не отдельный центр для мужчин, а скорее комплексный, куда могла бы обратиться вся семья. В первую очередь, нужно сосредоточиться не на насильниках, а на жертвах: в РФ недостаточно таких учреждений, ведь с проблемой домашнего насилия сталкивается половина российских семей.
Кроме того, нужно менять действующие процедуры привлечения насильников к ответственности, считает Арбатова. У женщин есть всего 24 часа на снятие побоев, сбор доказательств и написание заявления. Через сутки мужчину, которого забрали в полицию за насилие, выпустят, и он вернется домой.
Обсуждение проблемы семейного насилия актуализировалось в свете принятия Госдумой в первом чтении закона о декриминализации первого случая побоев в отношении близких родственников. Эта инициатива устраняет неоднозначную норму законодательства: сейчас рукоприкладство вне семьи квалифицируется как административное правонарушение, а в семье - как уголовное преступление. Авторы законопроекта убеждены, что государство не должно вмешиваться во внутрисемейные дела, пока там не происходит серьезных конфликтов с нанесением телесных повреждений.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова поддержала инициативу, отметив, что в российском законодательстве созданы необходимые механизмы защиты семьи.
Второе чтение законопроекта намечено на 20 января. По словам главы думского комитета по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, окончательно документ может быть принят до конца этого месяца.