Бездушная каменно-бетонная цивилизация всё больше вытесняет зелёные островки. В 2015 году депутаты гордумы приняли закон, запретивший строительство, установку ларьков и автостоянок в местах, предназначенных для отдыха горожан. Полезный для «лёгких» города документ в последующем был перечёркнут грубым посягательством на несколько зелёных участков. Душа болит и за Покровский парк: невооружённым глазом заметно, что святое место хиреет, благоустройство не на высоте. Земля сдана в аренду Владивостокской епархии, но есть опасения, что нечистые руки доберутся и до парка. Насколько обоснованы дурные предчувствия?
Праведный гнев
Невзирая на морозный день, 14 января на привокзальной площади собрались десятки жителей города. Митинг в защиту зелёных насаждений, против точечной застройки - продолжение громкой истории об уничтоженном сквере на Бестужева. Об этом не писал только ленивый. Народ лютует, призывая разобраться с депутатом и бизнесменом Дмитрием Сулеевым, с чьей лёгкой руки сквера не стало. Последняя убедительная просьба общественности - лишить народного избранника депутатского мандата.
- Стройку на Бестужева, 40 остановили, и вроде бы нет смысла собираться, бунтовать, - рассказывает Сергей МИЛЬВИТ, один из организаторов. - Но это не единичный случай. Список незаконных строек на месте зелёных зон достаточно велик. Учёные ДВО РАН отстаивают парк «Академический». Продолжается борьба за сквер имени Игнатьева в районе Первой Речки. От уютного парка вокруг Дальзавода осталось лишь грустное воспоминание. Мнение горожан никого не интересует.
Обращение в вышестоящие инстанции пока не привело к конкретному результату. Из всех представителей власти лишь глава Законодательного собрания высказался достаточно резко и прямолинейно.
- Ситуация привела к определённой социальной напряжённости в городе Владивостоке, среди жителей этого района, - отметил Александр РОЛИК. - Господин Сулеев как депутат, прежде чем что-то делать, должен был десять раз взвесить и подумать, к чему это приведёт. И сегодня эта ситуация с точки зрения публичного освещения работ ни к чему хорошему не привела. Она дискредитирует его лично и власть в целом.
Дмитрий Сулеев на митинг не явился. Общественники надеются, что собрания, митинги, коллективные письма дойдут до цели. Как сказал Сергей Мильвит, зря не прислушиваются пожиратели «лёгких города» к словам Владимира Путина о важности общественного мнения. Обращение к главе государства будет непременно отправлено.
Святое и суетное
- Письмо президенту станет напрасной тратой времени и сил, - считает Марина БАРИНОВА, представитель Общества изучения Амурского края, известная общественница Владивостока. - Это похоже на отвлечение внимания народа от проблемы. Пока все ждут милостей сверху, сквер потихоньку застроят. Абсурдная ситуация требует абсурдного к ней подхода, дабы ответственные лица вздрогнули от неожиданности.
Марина Баринова - одна из инициаторов установки Камня памяти в Покровском парке в конце прошедшего года. Событие вызвало резонанс и послужило напоминанием жителям города о значении этого места. На старом кладбище Владивостока похоронены выдающиеся личности, которые строили город, внесли огромный вклад в его развитие, герои Русско-японской войны и революций. В числе известных людей - Яков Семёнов, Михаил Фёдоров, Михаил Шевелёв, Фридольф Гек, Николай Соллогуб, Лев Пушкин – родственник великого поэта. Но об этом забыли, первый Покровский храм взорвали, обратив его в развлекательный Парк культуры им. Горького. В 90-е годы историческую справедливость удалось восстановить. А если снова повернут время вспять и над бывшими могилами появится комната смеха?
- Это зависит от гражданской ответственности за происходящее каждого из нас, - уверена Марина Баринова. - Более года назад такое решение я приняла по отношению к Покровскому мемориальному парку. Это организация субботников, высаживание деревьев. С точки зрения хозяйственного отношения парк требует многостороннего подхода. К примеру, в нескольких местах здесь прорвана канализация, из-за этого - грязь, запах, рушится подпорная стена. Нужно, чтобы епархия привела в порядок хозяйственный двор.
Как сообщили в управлении дорог и благоустройства мэрии, зона парка отдана в аренду Владивостокской епархии, вся ответственность за наведение порядка лежит на церкви. Администрация дополнительно привлекает благотворительные компании - они занимаются вывозом мусора, озеленением. Но материально муниципалитет помочь епархии не может - в бюджете такой строки нет.
Любят убирать в Покровском парке не только общественники, но и депутаты. В истории покровских субботников в 2010 году отметился и экс-губернатор Сергей Дарькин. А как же служители церкви?
- Проблема в том, что сегодня в парке ведётся строительство церковно-причтового дома, - поведал Дмитрий ФЕДОРИН, благочинный, клирик Покровского кафедрального собора Владивостока. - Сейчас у храма нет дополнительных помещений, все постройки временные. Капитальное строительство придаст месту архитектурную гармонию, будет порядок. Мы против увеселительных мероприятий и не собираемся сдавать парк в субаренду. Пусть родители гуляют с детьми, молодёжь занимается бегом, катается на велосипедах. В парке есть таблички, запрещающие курить.
Там, где совершается крестный ход, - вполне прилично. Чем дальше от собора, тем больше суетного. Ощущение, что территория - ничья. Мусор, поваленные деревья, сгнивший забор. Северная часть от храма благоустроена. Камень поклонный, памятник царю Николаю, скульптурная композиция Петра и Февронии. Но...
- Похоже, парк специально гробят, чтобы что-нибудь потом построить, - высказывается Геннадий КУНГУРОВ, заслуженный художник России. - Я часто хожу мимо, вижу остатки детских качелей, неухоженные дорожки. Бардак оттесняет вид храма, бесспорно, это украшение места. Думаю, в перспективе парк должен быть не столько официальным, сколько прогулочным. Лесной зоной в центре города, где можно гулять, дышать кислородом.
- В целом в оформлении города нам не хватает эстетического профессионального подхода, - добавляет художница Людмила КОНОНЧУК. - Чтобы не просто деревья как попало росли, покосившись от времени и стихии. Парк нужно привести в единый стиль. Хорошо, если у него будет один рачительный хозяин.
- Не надо думать о плохом, провоцировать, - считает Марина Баринова. - Лучше - делать. У меня в ближайших планах - издание новой книги об истории Покровского парка, акции памяти, организованные совместно с музеем Арсеньева. Есть видение дальнейшего развития мемориального парка. Но это долгоиграющая история - на всю оставшуюся жизнь.
Лилия ГРИБОЕДОВА
Фото Ильи ЕВСТИГНЕЕВА
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Андрей АНДРЕЙЧЕНКО, зампредседателя комитета по продовольственной политике и природопользованию краевого Заксобрания:
- Необходимо, чтобы общественные слушания носили не рекомендательный характер, а нормотворческий, чтобы итоги слушаний были обязательными к исполнению. А у нас как получается? Сначала делают забор, потом выносят народное мнение. По этой причине общественные слушания - процедура формальная. Люди против? Никакой реакции - строят дальше. Нужно, чтобы правом решающего голоса обладали жители района, где уничтожается зелёная зона и незаконно строятся объекты.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Нелли МИЗЬ, краевед:
- Однажды я проводила экскурсию по Покровскому мемориальному парку. Одна дама поразилась: «Как? Здесь было кладбище?» Но больший шок ожидал меня, когда я узнала, что женщина живёт во Владивостоке 40 лет, к тому же работает в области архитектуры. Я понимаю, что вся планета Земля является сплошным местом захоронения. К этому нужно относиться философски. Но Покровскому парку исторически суждено стать местом памяти. На Камне памяти, установленном осенью прошлого года, - надпись, посвящённая всем, похороненным на Покровском кладбище. Главное - последнее слово «ПРОСТИТЕ...», написанное крупными буквами и с многоточием. За то, что в годы беспамятства ходили, плясали, сейчас люди выгуливают собак. Надеемся, что камень устоит и будет напоминанием всем потомкам о том, что память надо беречь.
КСТАТИ
В 1870-х годах на месте Покровского парка была окраина города, улица Уткинская называлась Последней. Устроенное здесь кладбище делилось на участки: православный, католический, лютеранский, китайский, еврейский, японский, магометанский. Тут же стоял и Покровский храм, освящённый в 1902 году. Он был рассчитан на 700 человек, по праздникам вмещал до 1000 верующих.