Лондонскому правосудию предстоит стать арбитром в конфликте России и Украины, но на сей раз не политическом, а финансовом. Во вторник, 17 января, в Высоком суде Англии начинаются слушания по иску РФ против Украины, с которой Москва требует взыскать $ 3 млрд. основного долга и $75 млн. невыплаченных процентов.
Эксперты убеждены, что Россия имеет практически 100%-ные шансы выиграть процесс. Но учитывая финансовое положение Незалежной, получить с нее долг сейчас мало реально, разве что пустить на это все деньги, получаемые от Запада. Правда, Киев никак не может добиться получения очередного транша МВФ, так что процесс расплаты, вероятно, затянулся бы на годы, но и это лучше, чем ничего, особенно если учитывать, что вложенные в украинские облигации средства – из Фонда национального благосостояния, который по определению Минфина РФ, является "частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу". Тем не менее, считают эксперты, Украина все же имеет возможность расплатиться с Россией … "натурой", точнее говоря, производимой в стране продукцией.
Но вернемся на несколько лет назад, чтобы вспомнить о предмете спора.
В 2013 году Россия фактически сделала Киеву и тогдашнему президенту Януковичу одолжение, приобретя на нерыночных условиях (по ставке 5% годовых) евробонды на $ 3 млрд. Сначала задолженность обслуживалась регулярно, но в конце 2015 года (то есть уже при новых властях Незалежной) был допущен дефолт, а в декабре того же года кабмин Украины ввел мораторий на выплаты по еврооблигациям. Киев попытался сбросить часть долгового бремени, потребовав признать долг перед РФ коммерческим, чтобы реструктурировать его на условиях, на которые согласились частные владельцы украинских бумаг – с 20%-ным дисконтом. Но Москва на это не пошла, отстаивая свою позицию о том, что долг – суверенный, правда, предложила досудебное урегулирование (на что Киев ответил молчанием), а в феврале 2016 года подала в Высокий суд Лондона иск по его взысканию. Государственным признал украинский долг по бондам перед Россией и МВФ.
В конце 2016 года министр финансов РФ Антон Силуанов высоко оценивал перспективы выиграть процесс. В своем интервью телеканалу "Россия 1" накануне Нового года он заявил, что "Украина, к сожалению, больше имитировала деятельность (речь, естественно, о погашении задолженности – ред.). Мы рассчитываем, и до сих пор готовы к договоренностям с украинской стороной о возможной реструктуризации, но на условиях, конечно, лучше, чем для коммерческих кредиторов".
Но Киев избрал другой путь. В Незалежной решили разыграть политический козырь, использовав напряженные отношения между Россией и Западом. В ответ на иск Москвы Киев заявил, что есть причины признать финансовое соглашение по займу на $3 млрд недействительным, тем более, Украина не намерена исполнять его по принуждению, а давление, якобы, оказывалось Россией весь 2013 год, и целью его было не допустить ассоциации Украины с Евросоюзом. Кроме того, тот факт, что значительная часть предоставленных Москвой средств пошла в итоге на выплаты бюджетникам, власти Незалежной объявили едва ли не взяткой Януковича населению в обмен на поддержку.
Наблюдатели, с интересом наблюдающие за процессом, полагают, что разбирательство в Лондонском высоком суде будет непростым и длительным. Пока, по материалам суда, предполагается, что заседание продлится до 20 января, однако опыт аналогичных процессов показывает, что они могут продолжаться и три года, и пять, а то и десятилетия - такое в истории погашения суверенных долгов тоже бывало.
Даже если Высокий суд будет вынужден признать правоту России, Украина всячески будет затягивать процесс расплаты. "В ход пойдут политические аргументы, дело перейдет в новый формат. Если через несколько лет Украину прижмут к стенке, максимум, что мы сможем с нее получить - признание всех территориальных изменений последних лет в обмен на списание долга", -предположил в разговоре с "Праймом" доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Сергей Хестанов. Поэтому, по его мнению, России была бы выгодна реструктуризация этой задолженности.
Он считает, что, если Киев все же будет упорствовать, уклоняясь от выплаты долга, есть вероятность выделения этого дела в отдельный процесс, который определит механизм погашения. "Возможно, вся сумма или ее часть будет погашена "натурой" - за счет производимой страной промышленной продукции. Прецедентов, когда на государственном уровне заключались подобные соглашения, было не так уж мало", - заметил Хестанов, напомнив о том, что именно промышленной продукцией гасились репарационные платежи Германии, а в счет репараций от Венгрии СССР получил в 50-х годах прошлого века скоростные дизельные поезда.
Но пока решения международного суда еще нет, а прочие механизмы давления Украина игнорирует, даже со стороны своего основного кредитора МВФ, который придерживает выделение очередной порции финансовой помощи Киеву, исполняя обещание учитывать долг Незалежной перед Россией. Совсем в денежном вспомоществовании Украине, конечно не откажут, но суммы его могут быть урезаны, полагают эксперты. Тем не менее это пока, пожалуй, единственный сколь-нибудь действенный рычаг давления на упертого должника.